В России сделают, как на Кирибати


Накануне начала рассмотрения бюджета на будущий год председатель думского комитета по бюджету Александр Жуков высказал далеко не сенсационную, но очень знаковую мысль. "Правительство опять оставляет себе полную свободу бесконтрольно тратить бюджетные деньги", - сказал он. Действительно, так называемые допдоходы бюджета в последние несколько лет достигали астрономических величин. Подводя на минувшей неделе итоги исполнения бюджета первого полугодия нынешнего года, чиновники вновь радостно отрапортовали о перевыполнении. На сей раз в казне накопилось 127 млрд руб. (более $4,3 млрд) "излишков".

Заслуга самих чиновников в столь серьезных успехах сводится к простому приему - прогнозы занизили. Все остальное делает за них конъюнктура мировых цен. Казалось бы, чего проще - используй и мировой опыт того, что с "лишними" деньгами делать. В 15 странах или их отдельных регионах существуют различные модификации стабилизационных и бюджетных резервных фондов и даже "фондов будущих поколений". Вне зависимости от названия в них стекаются фактический профицит бюджета (в России ему придумали оригинальное имя - допдоходы), часть доходов от сырьевого экспорта и приватизации, ренты и многое другое.

На первый взгляд и у нас в стране пошли этим путем, продекларировав создание "финансового резерва". Отличие от мирового опыта не только в названии - отечественное наименование можно перевести на общедоступный язык как "заначка". "Конечно, такой резерв или фонд необходим, другое дело - как он будет формироваться и как расходоваться", - говорит Александр Жуков.

Ответ прост: так, как захочется правительству и президенту. А есть в мире и иной опыт, например норвежский. В Государственный нефтяной фонд нашего самого северного соседа автоматически перечисляется весь профицит госбюджета. Оперативное управление этими средствами осуществляет отдельное подразделение ЦБ Норвегии. Для удобства оценки эффективности управления создан модельный портфель активов, с которым сравнивают доходы от вложений средств фонда. Причем все это могут увидеть не только депутаты и чиновники, но и обычные граждане - на сайте норвежского Центробанка. Результат подобной прозрачности очевиден. Рыночная стоимость резервного портфеля страны на начало прошлого года составляла 222 млрд NOK ($25 млрд), а на начало нынешнего - уже 386 млрд NOK ($43,6 млрд). Растет и доходность инвестиций фонда: 13,85% в национальной валюте в прошлом году против 12,44% в 1999 г.

Впрочем, в мире есть и другие примеры. Еще в 1956 г. в крохотной микронезийской колонии Кирибати британская администрация создала фонд будущих поколений. Сделали это потому, что главное богатство страны - фосфаты - постепенно исчерпывалось. На конец 2000 г. объем накопленных в фонде средств составил $700 млн, что соответствует стоимости импорта товаров и услуг страны за 10 лет. Но ничего хорошего жителям Кирибати это не принесло. По признанию местных властей, ВВП в стране - один из самых низких в регионе. А для чего собирались средства, так и осталось загадкой.

Автор - заместитель главного редактора журнала "Русский Фокус". Настоящий материал написан специально для "Ведомостей"