Первыми на евро перешли террористы


МАДРИД - Сегодня в Европе есть по крайней мере одна организация, которая вряд ли услышит добрые слова от Европейского центробанка за то, что поспешила перевести свои расчеты в евро. Название организации - ETA, группировка баскских террористов. По словам министра внутренних дел Испании, в своем последнем послании с предложением уплатить так называемый "революционный налог ", разосланном баскским бизнесменам и членам их семей, ETA указала "скромную" сумму: где-то между 30 000 и 60 000 евро (приблизительно $26 600 - 53 000). Эти деньги, по словам министра, нужны на финансирование кампании за отделение от Испании, которую проводит группа, не особенно стесняясь в средствах. Ничего нового, за исключением мелкой детали: раньше ETA вела расчеты в песетах.

Впрочем, организация баскских террористов имеет дело с наличными, а единая европейская валюта появится в обращении не раньше 1 января 2002 г. Тогда в чем дело? Почему террористы решили обозначить сумму в евро уже сейчас? Представители испанских спецслужб, согласившись говорить только на условиях анонимности, рассказали, что, по их мнению, на то, чтобы связаться с ETA и передать им чемоданчик с деньгами, уходит приблизительно четыре-пять месяцев.

Вымогательство денег у местных предпринимателей, а теперь и у членов их семей - основной источник, из которого ETA финансирует свои кровавые дела. С 1968 г. террористическая группировка уничтожила 835 человек. При этом баски-предприниматели, как известно, не желают сообщать, платят ли они террористам. Испанская полиция полагает, что платят немногие.

Вот и оборотная сторона введения евро: единая европейская валюта облегчит жизнь не только транснациональным корпорациям, но и организованным преступным группировкам. "В Европе на протяжении некоторого времени мы еще будем сталкиваться со случаями подобного движения капитала, которое совершенно невозможно отследить", - говорит Тео Сантос, полицейский следователь из Басконии. Ряд недавних акций, предпринятых правоохранительными органами Испании, был направлен против политической и финансовой структур ETA. Теперь бороться с сепаратистами будет еще сложнее.

"Сила ETA, как и сила любой мафии, не в боевиках и не во взрывчатке, - говорит Сантос. - Их сила в финансовом аппарате - без него они ничто! " (WSJ, 5. 09. 2001)