Тяжелый выбор Шнайдера


За почти 10 лет, которые он возглавлял германскую химико-фармацевтическую компанию Bayer, председатель совета директоров Манфред Шнайдер, пожалуй, еще не сталкивался с такими сложными проблемами, какие обрушились на компанию в последние месяцы. На этой неделе Шнайдер должен представить наблюдательному совету возможные варианты выхода из кризисного положения. Одним из вариантов может стать разделение Bayer, история которой насчитывает 138 лет.

Bayer оказалась жертвой целой серии неудач, основной из которых стал отзыв с рынка ее средства для снижения уровня холестерина в крови - лекарства Lipobay (в США оно продавалось под другим названием - Baycol). По мнению специалистов, из-за побочных действий препарата погибли 52 человека. Только за последний месяц курс акций Bayer упал на 20%. К тому же у Шнайдера остается очень мало времени. Председатель совета директоров, которому уже исполнилось 62 года, в апреле должен уйти в отставку, проработав в компании 35 лет.

Предполагается, что на посту руководителя компании Шнайдера сменит 54-летний Вернер Веннинг, финансовый директор Bayer. В четверг должно состояться заседание совета директоров, на котором предполагается утвердить это назначение.

Манфред Шнайдер родился 21 декабря 1938 г. в городе Бремерхавен. Сложное дело управления компаниями он изучал в университетах Фрайбурга, Гамбурга и Кельна. Защитив диплом, он стал ассистентом профессора по бизнес-менеджменту в технологическом университете Аахена. Преподавая в университете, Шнайдер писал диссертацию.

В 1966 г. Шнайдер пришел в Bayer. Поработав некоторое время в организационном отделе и отделе аудита и финансовой отчетности, в 1971 г. он перешел в компанию Duisberger Kupferhutte, входившую тогда в состав корпорации Bayer. Со временем Шнайдер занял пост председателя совета директоров Duisberger Kupferhutte. В конце 1981 г. Шнайдер вернулся в Леверкузен, где находится штаб-квартира Bayer, а после реорганизации корпорации в 1984 г. возглавил отдел регионального координирования, корпоративного аудита и управления.

Первого января 1987 г. Шнайдер вошел в состав совета директоров Bayer, а 29 апреля 1992 г. стал председателем совета. В 2001 г. его контракт был продлен еще на год, при этом возрастные ограничения, существующие в компании для лиц, занимающих руководящие должности, были нарушены.

Шнайдер получил компанию с чрезвычайно сильными традициями и, по общему мнению, лучшую среди европейских химических компаний, при этом сам он пользовался репутацией динамичного и решительного менеджера.

На протяжении последних девяти лет Bayer удавалось успешно сопротивляться тенденции, ясно обозначившейся среди таких химических компаний, как ICI, Ciba и Hoechst, которые разделились на более мелкие и узкоспециализированные подразделения. Руководство Bayer не соглашается делить компанию, утверждая, что сочетание циклического и нециклического производств - важный фактор, позволяющий ей работать ровно и по возможности избегать влияния неблагоприятных внешних экономических факторов. Шнайдер старался не обращать внимания на требования инвесторов продать фармацевтическое подразделение, аргументируя свою позицию тем, что это спровоцирует спад в химическом бизнесе Bayer.

Bayer, бывшая когда-то лидером мирового фармацевтического рынка (компания изобрела аспирин), со временем выбыла из десятки крупнейших фармацевтических компаний. Однако в 1997 г. Bayer выпустила на рынок Baycol, более дешевую версию лекарства для снижения уровня холестерина. В последние годы препарат стал чрезвычайно популярным, и Bayer как будто вернулась в число лидеров мирового рынка. К 2001 г. лекарство принимали 7 млн человек по всему миру. В сентябре нынешнего года Bayer планировала разместить акции своего фармацевтического подразделения на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Однако в июне 2001 г. стало известно, что администрация США по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) расследует 52 смертельных случая, связанных с употреблением этого препарата. По данным самого концерна, побочные эффекты и летальный исход возможны в случаях совместного применения Baycol/Lipobay и гемфиброзила. Эта комбинация может привести к развитию заболевания мышечной ткани, при котором возникают мышечная слабость, атрофия и распад мышц с последующим нарушением функций внутренних органов.

В результате 7 августа Bayer отозвала препарат с рынка. В тот же день акции компании упали на 18%, в результате чего рыночная капитализация Bayer сократилась на $7 млрд. Шнайдер продолжает говорить, что не продаст фармацевтический бизнес, однако аналитики все чаще задумываются, а есть ли у него другой выбор.

Что же касается ситуации в других подразделениях Bayer, там она представляется куда более благополучной. Корпорация готова приобрести за $6,3 - 6,8 млрд компанию Aventis Crop Science. В результате приобретения Bayer займет место среди лидеров быстро консолидирующегося агрохимического сектора.

Работающие в компании 120 000 сотрудников с грустью расстанутся с Манфредом Шнайдером, чей стиль руководства вполне можно охарактеризовать как "капитализм с человеческим лицом", при котором сохраняются тесные взаимоотношения между работниками и руководящим звеном. Что же касается инвесторов, чьи пакеты акций за последний месяц подешевели на 20%, им, очевидно, будет не так тяжело прощаться с нынешним руководителем Bayer. (FT, 10. 09. 2001)