Авиасектору США грозит банкротство


Авиакомпании подсчитывают потери от вынужденного простоя после терактов в США и ожидаемого уменьшения пассажиропотоков. Два дня "закрытого неба", отказ тысяч людей от авиаперелетов и ужесточение правил безопасности обошлись американским авиакомпаниям примерно в $1 млрд. Потери российского "Аэрофлота" на этом фоне ничтожны.

Джафаров не стал оценивать объем этих потерь. Впрочем, они ничтожны на фоне убытков американских компаний. В "Аэрофлоте" говорят, что за неделю было задержано 16 рейсов в пять городов США и канадский Торонто. По расчетам Юлии Ждановой, аналитика UFG, при 80% -ной средней загрузке (и с учетом того, что обратные рейсы также откладывались) потери выручки "Аэрофлота" за неделю в самом худшем случае составили $2,5 - 2,7 млн. Ольга Филиппова из Альфа-банка считает, что потери еще скромнее - около $800 000 на рейсах из Москвы (без учета обратных).

Последствия терактов грозят ввергнуть американскую авиаотрасль в глубокий кризис. По оценкам аналитиков, совокупные убытки американских авиакомпаний в этом году могут превысить $4 млрд, тогда как до терактов из-за замедления развития экономики и сокращения авиаперевозок прогнозировались убытки в $1,5 млрд. Многие компании уже заявили о сокращении провозных мощностей и увольнениях. В субботу, например, Continental Airlines сообщила об увольнении 12 000 из 56 000 сотрудников. Реализация аналогичных планов в других авиакомпаниях может привести к тому, что работу потеряют 100 000 сотрудников авиаотрасли и 750 пассажирских самолетов перестанут летать.

Руководители авиакомпаний в открытую говорят о всеобщем кризисе ликвидности. Northwest Airlines, и так уже обремененная большими долгами, теряла во время запретов на полеты около $23 млн в день и была вынуждена "внепланово" занять $1,1 млрд. "Если не будет [федеральной] финансовой помощи, может наступить такой момент, когда вся авиационная отрасль объявит о банкротстве", - заявил источник, близкий к руководству Northwest Airlines. По оценке Salomon Smith Barney, совокупные долги авиакомпаний составляют $26,1 млрд. При этом объем наличных средств у авиакомпаний невелик: на конец июня у девяти крупнейших перевозчиков он составил $9,4 млрд. За день простоя отрасль теряет $210 млн.

Авиакомпании надеются на помощь правительства и Конгресса. Однако выплаты по судебным искам, грозящие American Airlines и United Airlines (напомним, самолеты именно этих компаний были захвачены в минувший вторник террористами), снижают лоббистский потенциал отрасли. В пятницу палата представителей Конгресса решила не спешить с принятием закона о выделении авиакомпаниям $12,5 млрд в виде кредитов и гарантий по ним и $2,5 млрд в виде прямого финансирования.

Европейские авиаперевозчики пока отказываются называть размеры своих потерь. Об этом заявили, в частности, в Lufthansa, British Airways и Swissair. Но очевидно, что и они переживают кризис. Например, Lufthansa отложила совещание, посвященное закупке 15 самолетов Airbus A380, а рыночная капитализация Swissair с января снизилась уже на две трети.

"Аэрофлот" - российский перевозчик на регулярных линиях между Россией и США - со вчерашнего дня полностью возобновил полеты за океан. В компании еще не подсчитали убытки от бездействия на американском рынке. Риск-менеджер "Аэрофлота" Дмитрий Джафаров отмечает, что прямые потери во многом будут покрыты страховыми компаниями - в частности, они выплатят стоимость "альтернативной транспортировки" пассажиров из Канады, где застряли рейсы "Аэрофлота", до пунктов назначения в США. "Но косвенные потери будут гораздо более значительными", - отмечает Джафаров. Имеется в виду выручка, недополученная "Аэрофлотом" из-за того, что компания не выполняла рейсы на линиях между Россией и городами Америки.

Эксперты сходятся во мнении, что такие убытки не могут сколь-нибудь серьезно повредить "Аэрофлоту". Они прогнозируют, что по итогам 2001 г. выручка "Аэрофлота" составит $1,48 - 1,5 млрд. "Рынок обычно не придает значения факторам, способным изменить величину выручки компании менее чем на 10%. А тут речь идет о 0,2 - 0,25% ", - напоминает Жданова. (Использованы материалы WSJ, 17. 09. 2001).

BOEING И AIRBUS ТОЖЕ ДОСТАЛОСЬ.

В результате теракта в США пострадают и два крупнейших в мире производителя пассажирских самолетов - Boeing и Airbus. После 11 сентября Merrill Lynch Global Securities предсказала Boeing в 2002 и 2003 гг. сокращение поставок соответственно на 11,8% и 19%. Это означает, что в 2002 г. будет произведено 456 самолетов вместо запланированных 510 (эта цифра уже отражала падение объема производства вследствие ожидающегося замедления роста экономики). По словам Майка Тернера, директора производства BAE Systems (акционер Airbus), в 2002 г. производство Airbus сократится до 350 - 370 самолетов, а в 2003 г. компания выпустит не больше 400.