Курс DM


Depeche mode и Duran Duran были Beatles и Rolling Stones 80-х, этого золотого века уже не рока, но попсы - почти взаимозаменимыми и оттого еще более непримиримыми соперниками. Depeche mode в этом тандеме были, наверное, "Роллингами" - и не только потому, что решительнее осваивали темные стороны романтики техно-попа. Как и "Роллинги", DM знают секрет - как, не меняясь, не выходить из моды. Почти все рок-легенды освоили умение красиво стареть. Но немногие научились красиво взрослеть. Столь же виртуозно, как Depeche mode, это искусство освоила разве что Мадонна. Как и она, Depeche mode достигают бешеной и слегка скандальной популярности в 80-е, но лучшие альбомы записывают в середине 90-х. Как и Мадонна, они понимают, что крутыми подростками нельзя оставаться после 30, что с 80-ми закончилась мода на плохой вкус, и успешно осваивают новый, респектабельно-гламурный облик. Как и она, Depeche mode научились оттенять свою уже непререкаемую звездность некоей долей иронии и самостилизации. DM - театральный мачо Дэвид Гэхэн в безукоризненном костюме-тройке на голое тело и с мафиозным лакированным зачесом да травести Мартин Гор в блестящих штанах, с боа на обнаженном плече и неизменной копной вытравленных белых волос. Duran Duran, например, взрослеть не захотели или не смогли. На зимнем московском концерте предстали все те же неоромантические мотыльки, слегка отяжелевшие и трогательно старомодные. Концерт DM отнюдь не был ностальгическим. На него пришли и те, кто слушал группу на контрабандных пластинках в 80-е, и те, кто наблюдал продвижение их последних хитов по MTV. Будучи истово восьмидесятнической группой, Depeche mode никогда не записывались в особые экспериментаторы. Их личные вкусы, наверное, всегда оставались чуть более традиционными, чем внешний облик. Сейчас в DM слышны отзвуки тех групп 80-х, с которыми в то время никому и в голову бы не пришло их сравнивать. Тут и синтезаторная меланхолия группы Japan, и мелодраматическая патетика Марка Алмонда.

В "Олимпийском" Depeche mode исполняли и вещи из совсем нового альбома Exсiter, и старые шлягеры, и относительно недавние хиты. Но концерт звучал удивительно монолитно - все сливалось в тот же глянцево-сумрачный, как вороненая сталь, фирменный депешмодовский саунд. Во всем чувствовался ритм неотвратимо набирающего скорость массивного состава. Декорации, созданные Антоном Корбийном, постоянным клипмейкером и дизайнером группы, вселяли одновременно два полярных ощущения: комфорта и тревоги. Занавес из электрических лампочек. Никелированные конструкции, напоминающие детали роскошных машин после эффектной катастрофы. Унизанные прожекторами кресты, парящие над сценой во время исполнения Personal Jesus. Великолепные видео. Экран, превращающийся в киноверсию популярного скринсейвера: огромный аквариум, где в синей воде плавают красные рыбки. И для спетой на бис Black celebration - черно-белый анимационный ролик с пляшущими фигурками в духе Кита Хэринга. Респектабельно-качественная поп-культура - общеизвестная и общеупотребимая.