Гуманисты


В Белом доме вчера так и не подняли пошлины на подержанные иномарки - давно обещанное решение в последний момент притормозило Минэкономразвития. Так что торговцам, рассчитывавшим продать ввезенные раньше машины подороже, придется потерпеть еще месяц. Что решит комиссия тогда, теперь неизвестно.

Предполагалось, что собиравшаяся вчера правительственная комиссия по защитным мерам по внешней торговле просто утвердит тот проект о повышении пошлин на устаревшие авто, который было одобрено рабочей группой Минэкономразвития еще в начале этого месяца. В соответствии с этим документом предполагалось повысить евросоставляющую ставки пошлины на машины от трех лет и старше. Тогда стоимость растаможки машины от трех до семи лет увеличивалась бы с 45% от таможенной стоимости до 80%. Для машин старше семи лет - до 160%. Однако вчера, когда вопрос был окончательно поставлен на голосование, само Минэкономразвития высказалось категорически против немедленного принятия решения, предложив подумать над ним еще месяц. Как рассказал "Ведомостям" замминистра экономразвития Максим Медведков, в министерстве пока не находят достаточно обоснованной аргументации для такого шага. До сих пор продвигавшее это решение Минпромнауки ссылалось на необходимость защиты потребителей от некачественных старых авто. А вчера возглавляющий правительственную комиссию Алексей Кудрин пояснил, что принятие решения было отложено с учетом негативных социальных последствий (которые может спровоцировать этот шаг).

Негативные последствия уже готовились. По словам торговцев одного из крупнейших авторынков столичного региона - люберецкого "Автогаранта" - машины активно ввозятся, но не выставляются на продажу. Рынок ждет увеличения пошлин. Сегодня, по словам Сергея Романова, замгенерального директора компании "Мегаполис", у покупателей наиболее популярны автомобили 1997 - 1998 гг. выпуска, стоимостью от $8 000 до $12 000.

Увеличения пошлин ждали и отечественные производители. "Мы считаем это мерой оправданной, - говорит советник гендиректора ГАЗа Максим Ремчуков. - Но программа поддержки отечественного автопрома не должна ограничиваться только этим".

Среднесрочная программа на 5 - 7 ближайших лет, по его словам, должна включать в себя, в том числе, и механизм улучшения условий работы российских инвесторов, и систему защиты отечественных автопромышленников при вступлении России в ВТО. После выполнения этой среднесрочной программы, российская продукция сможет конкурировать уже с новыми иномарками, говорит Ремчуков.

Впрочем Кудрин поспешил заявить, что правительство ни в коем случае не отказывается от самой идеи о повышении ставок на старые иномарки. Но по словам вице-премьера, в течение ближайшего месяца могут быть проанализированы и приняты альтернативные решения, которые могут сгладить для потребителя увеличение пошлин. Сам Кудрин сказал, что в качестве альтернативы потребителям могут быть предложены меры по развитию сборочных производств иномарок внутри страны. Правда, как сказал "Ведомостям" Медведков, вчера комиссия не рассматривала те меры по стимулированию сборочных производств, о которых просили сами производители, например отмена таможенных пошлин на ввоз отдельных комплектующих. Как сказал Медведков если в отношении сборочных производств и будут приняты какие-то решения, то это в любом случае будут не индивидуальные льготы, а меры касающиеся всех производителей сразу.

ГАЗУ ТОЖЕ ПОВЕЗЛО, МАЗУТУ - МЕНЬШЕ.

Вчера правительство также выполнило свое обещание перед "Газпромом" повысить экспортную пошлину на газ, после того как будет устранена льгота по акцизам на сухой отбензиненный газ. Начиная с сентября этого года, "Газпром" платит акциз за отбензиненный газ в полном объеме и вчера чиновники решили, что пошлина на экспортируемый природный газ будет составлять 5%, но не менее 0,25 евро за 1 куб. метр, против нынешних 10%, но не менее 0,5 евро за 1 куб. метр. Кроме того, чиновники установили пошлину в размере 32 евро за 1 т для бензина, дизтоплива и мазута. Таким образом, экспортная пошлина на мазут поднялась с 20 до 32 евро, а экспортная пошлина на бензин снизилась с нынешней отметки 39 евро за тонну. Одновременно комиссия по доступу к нефтепроводам решила ввести с октября 2001 г. практику балансовых заданий по поставкам мазута на внутренний рынок, о чем сообщил вице-премьер Виктор Христенко.