Автомобили-беглецы


Сегодня американские компании по прокату автомобилей, и без того страдающие от недостатка клиентов, столкнулись с неожиданной проблемой - как вернуть "под родную крышу" принадлежащие им автомобили.

После 11 сентября, когда авиакомпании временно прекратили полеты, тысячи людей заполонили офисы компаний по прокату автомобилей. Большинству из них требовалась машина для путешествия в один конец. В считанные часы все компании автопроката в таких городах, как Лос-Анджелес, исчерпали свои ресурсы.

Теперь компании пытаются отыскать свои автомобили, оказавшиеся разбросанными по всей территории Соединенных Штатов, в том числе в таких отдаленных уголках, как Огден, штат Юта. Некоторые клиенты просто бросают взятые напрокат машины на автомобильных стоянках. Некоторым компаниям приходится нанимать шоферов, которые пригоняют автомобили домой. Другие платят тысячи долларов транспортным службам, которые доставляют им машины на специальных платформах. Третьи попросту продают брошенные автомобили или возвращают их производителю. В этих условиях компании по прокату вынуждены пересмотреть свою ценовую политику. Раньше прокат автомобиля для путешествия в один конец, когда машину берут в одном городе и возвращают в другом, составлял лишь малую долю оборота компании. Иногда клиенты были вынуждены доплачивать за обратную транспортировку автомобиля и за его простой.

Корпорация ANC Rental больше других страдает от последствий теракта, так как 90% ее клиентов были пассажирами авиарейсов. В минувший понедельник компания заявила, что намерена сократить парк автомобилей на 25 - 35%, возвращая некоторые машины производителям и отменив заказы на поставки новых. Кроме того, корпорация заявила, что рассматривает другие варианты, и в том числе обращение за помощью к государству.

Проблемы автопрокатчиков бьют рикошетом и по автопроизводителям. Каждый год крупнейшие компании по прокату заказывают в общей сложности 1,8 - 2 млн новых автомобилей. Одна только корпорация General Motors продает прокатчикам 12% новой продукции. "Когда мы оцениваем риски на IV квартал, - рассказывает Пол Бэлью, ведущий аналитик рынка в GM, - в первую очередь нас заботит ситуация с компаниями по прокату автомобилей". (WSJ, 28. 09. 2001)