"Культурный" обмен


Музыкальный канал MTV-Россия потерял метровую частоту в Москве и области. Так решило Минпечати. Теперь вместо клипов утром и вечером зрители пятого канала должны смотреть русскоязычную версию Euronews. В качестве компенсации MTV-Россия может получить эфир в утреннем блоке госканала РТР.

Вчера утренний эфир на пятом метровом канале в Москве и области начался не с программ MTV-Россия, как это происходило последние три года, а с совершенно нового программного продукта. Российский Euronews вещал на пятом канале с 6. 30 до 12. 30, когда, как обычно, в эфир вышла государственная "Культура". В 0. 30 ее должен был сменить Euronews. Замена MTV-Россия на Euronews произошла без отъема лицензии на вещание у ее держателя - компании "Телеэкспо". Минпечати просто решило, что на данный момент государственным интересам больше отвечает серьезный Euronews, а не молодежный развлекательный MTV. Лицензия на вещание так и осталась у "Телеэкспо", но контент оказался радикально изменен.

Впервые о том, что MTV может уйти с пятого канала, еще летом заявил бывший гендиректор ТВ-6 Александр Пономарев, которого тогда только что назначили руководить создающимся государственным медиа-холдингом с культурной специализацией. Мотивировалось это тем, что на одной частоте с каналом "Культура" не слишком гармонично смотрятся программы MTV-Россия. Об этом же вчера говорил министр печати Михаил Лесин, объясняя неожиданную рокировку на пятом канале. Решение о смене вещателей в Минпечати называют шагом на пути к созданию взаимовыгодных условий для развития всех трех компаний - "Культуры", MTV и Euronews. Предполагается, что получивший на прошлой неделе лицензию на вещание на 25-м дециметровом канале Euronews, решив все технические проблемы, уйдет на свою частоту, а весь пятый канал займет "Культура". Когда и каким образом это может произойти, учитывая, что лицензия "Телеэкспо" действительна до 2003 г., чиновники не поясняют. Но полноценное вещание "Культуры" на пятом канале называется стратегической задачей.

Получить комментарии топ-менеджеров MTV-Россия и "Телеэкспо" вчера не удалось. Как сообщили "Ведомостям" в их приемных, никаких комментариев нет, потому что ситуация до конца не прояснена. По словам же близкого к переговорам между Минпечати и телекомпаниями источника, "переговоры идут нормальные и даже полюбовные". "Есть ощущение, что договорились", - заметил собеседник. Как бы то ни было, MTV теряет лишь два эфирных окна на пятом метровом канале, сохраняя за собой вещание на 38-м дециметровом канале в Москве и по России по своей достаточно развитой региональной сети. Кроме того, как стало известно "Ведомостям", руководство госканала РТР рассматривает вариант появления в своем утреннем эфире новой программы производства MTV-Россия.

Что касается возможных финансовых потерь MTV от ухода с заведомо более рекламоемкой метровой частоты, то, по словам крупного эксперта по медиа-рынку, они будут невелики - по нынешнему состоянию менее $1 млн в год. Эксперт объясняет это тем, что утреннее и ночное окна на пятом канале не доминируют в формировании рекламного бюджета компании. "Сначала они [MTV-Россия] могут потерять около 15% своей аудитории, но быстро наверстают упущенное на дециметре", - считает собеседник. По данным Gallup Media, средняя доля аудитории MTV-Россия по Москве и по России почти одинакова и составляет 1,5%. То есть компания не входит в большую восьмерку (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, ТВЦ, СТС, ТНТ, RenTV), которой, по оценкам рекламщиков, при прогнозируемом на 2001 г. объеме всего рынка телерекламы в $450 млн достанется $380 млн. Оставшиеся $70 млн MTV придется делить с другими московскими и региональными компаниями.