А люди как рыбы


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Николая Гордеева, вице-президента и управляющего филиалом "Северо-Западный" компании "НИКойл", всю жизнь окружают аквариумы. Это увлечение сформировало его жизненную философию. Однажды Гордеев провел параллель между разными биосистемами, в одной из которых биотопом является рыба, а в другой человек, и увидел немало общего. Подмеченные закономерности помогают ему чувствовать себя как рыба в воде в новой экономической ситуации.

Инвестиционно-банковская группа "НИКойл" создана в 1993 г. Она оказывает банковские услуги, услуги по управлению активами, осуществляет брокерское обслуживание, корпоративное финансирование и инвестиционное консультирование, работает на рынке депозитарных услуг. ИБГ "НИКойл" выступала в качестве финансового консультанта при слиянии 14 дочерних предприятий "ЛУКОЙЛА" в 1995 г., совместно с Европейским банком, Международной финансовой корпорацией и Bank of New York стала соучредителем Национальной регистрационной компании, является управляющей компанией паевых инвестиционных фондов группы "ЛУКОЙЛ-фонд".

Северо-Западный филиал ИБГ "НИКойл" начал работу в июне 2000 г. Обслуживает около 300 корпоративных клиентов.

Любовь к аквариумам ему привила мать. Жизнь в семье военнослужащих - это постоянные переезды, казенные квартиры. Но аквариумы были всегда. Они появлялись в доме независимо от того, куда переезжала семья - в Венгрию, Германию, на Дальний Восток. "Вначале я не задумывался, зачем это нужно было маме, но потом понял, что она хотела создать свой мирок", - вспоминает Николай Гордеев. Cтав взрослым, он тоже увлекся аквариумными рыбками, но теперь его аквариум уже совсем не похож на тот - мамин - из детства. "Хороший аквариум стоит до $3000, а приобретение самих рыбок, кормов, растений и сопутствующих аксессуаров может потянуть на половину этой суммы", - говорит Николай. Для Гордеева увлечение разведением рыб - это не дань моде, именно поэтому в его офисе аквариума нет. "Аквариум - это очень энергетический предмет, - объясняет он. - На работе я должен быть освобожден от лишней энергетики. У меня другое отношение к рыбам - не как высшего биологического существа к низшим, а как к целостной биосистеме".

Нельзя сказать, что у вице-президента "НИКойла" много свободного времени, но все же каждый день он уделяет своим любимцам по 5 - 10 минут - столько времени уходит на кормление. Еженедельно тратит час времени, чтобы поменять воду, подрезать или убрать водоросли. И раз в месяц он выделяет целый день для того, чтобы проверить равновесие созданной им биосистемы. Ему нравятся видовые аквариумы: чтобы там были рыбы верхнего уровня, средней зоны и грунтовые. Чем сложнее система, считает он, тем интереснее наблюдать за ней и подмечать особенности.

Сейчас у него дома два аквариума - на 500 и 75 л. В большом аквариуме - африканском - живет около 100 рыбок, представляющих разные виды циклид с горячего материка. Во втором обитают рыбки из Амазонки: три вида неоновых рыб, дискусы. "Сложность была в том, чтобы соединить эти два вида, - рассказывает Николай. - Дискусы обитают в притоке Амазонки Рио-Негро, где определенный температурный режим, а у неонов другой биотоп, с другим температурным режимом. Пришлось подыскать условия, подходящие для обоих видов с предельно допустимым дискомфортом". Чтобы делать подобные вещи, нужны знания и творческий подход к делу. "Сейчас считается модным держать морской аквариум. Но я предпочитаю речной, - говорит Гордеев. - Для морского нужно нанимать специалистов, чтобы они профессионально следили за условиями содержания рыб. А мне нравится самому создавать биосистемы, влиять на них, изменять".

Недаром считается, что ненужных знаний не бывает. Интеллектуальные модели, освоенные в одном виде деятельности, совершенно неожиданно могут пригодиться в другом. "Я аквариум воспринимаю как элемент биосреды - чем больше узнаешь, тем больше возникает ассоциаций с окружающим миром, - делится своими размышлениями вице-президент "НИКойла". - Например, если поместить в аквариум несовместимых рыб, то один из видов станет доминантой, а другой никогда не приобретет природной окраски. Любой коллектив - это тот же аквариум. Там есть свои доминанты, которым нельзя давать возможность лидировать. А если дать кому-то больше полномочий, то это создаст дискомфорт в системе. Есть люди, которые по верхам плавают, которые предпочитают средний уровень или на грунт залегают".

Он знает рыбьи болезни и сам лечит обитателей аквариумов. Например, Николай заметил, что, если постоянно давать сухой корм, рыба начинает чахнуть - значит, необходимо изменить состав корма и его качество. Так же и человек, продолжает Гордеев проводить параллели. Когда кто-то долго сидит на одной и той же должности и зарплате, у него появляется чувство дискомфорта. Самое эффективное лечение - это смена мотивации: для кого-то достаточно доброго слова начальника, кого-то необходимо поместить под лучи внимания коллектива, чтобы отогрелся теплом славы. Человек - это тот же биотоп, только со своими правилами игры. Любимое слово Николая Гордеева - "система". Он не верит в гениев, которые могут зарабатывать большие деньги исключительно собственным трудом. Их можно заработать только в системе, которую создал под себя и заставил работать на свои цели. Именно так, считает он, можно добиться ощутимых результатов. И эта цель оправдывает дополнительные хлопоты, ответственность и возникающие при этом проблемы. "Я считаю, что чем сложнее система, тем она устойчивее. Словом, все как в аквариуме. Если вижу, что один гидробионт испытывает определенный дискомфорт, если рыбы конфликтуют, то меняю параметры биосистемы (жесткость воды, растения, температурный режим), - говорит Гордеев. - Кстати, если создать идеальные условия для одного вида, то другой может погибнуть. Все эти закономерности прослеживаются и в коллективе людей. Я пытаюсь создавать компромиссные ситуации, которые позволяют каждому развиваться". Николая Гордеева не назовешь типичным любителем-аквариумистом. Он не обменивается рыбками с друзьями, не старается поразить кого-то размерами своих аквариумов и редкими экзотическими экземплярами. Время от времени он покупает новые виды на Кондратьевском рынке в Петербурге и при случае - в Москве. (Хотя, как он считает, в Москве другая жесткость воды и в Питере московские рыбки очень долго акклиматизируются, часто болеют. Невская же вода "почти один в один как в Амазонке".) Бывая в зарубежных поездках, он обязательно заходит в магазины, где торгуют рыбками, но ничего не покупает, даже если ему что-то очень понравилось. Для вывоза рыбок требуется куча разрешительных документов, а этим обычно некогда заниматься. Тем более что вся экзотика представлена и в отечественных зоомагазинах. Еще в самом начале своего увлечения Николай Гордеев познакомился на Кондратьевском рынке с двумя любителями рыбок, которые продавали там рыбий приплод. Со временем оба обзавелись собственными фирмами с аквариумным видом деятельности и задумали даже создать собственный клуб. Но из этого ничего не получилось. Большинство людей воспринимают рыб только как оригинальный элемент интерьера или средство для релаксации.

У Николая отношение иное. Поэтому, видимо, он считает, что делать подарок-сюрприз в виде рыбок - это негуманно. "Представляете, сколько хлопот я принес бы человеку, если бы решил таким образом приобщить его к своему увлечению", - убежденно говорит Гордеев.

Он и сам не очень любит сюрпризы. Как-то привез из Мурманска понравившуюся рыбку без названия и "биографии". И только позже узнал, что это был астронотус оскара. При нормальном, или, как говорят аквариумисты, "незатянутом", воспитании эта рыбка из крошечного малька может вырасти до внушительных размеров. "И когда эти лошади, иначе их не назовешь, стали выворачивать все растения в аквариуме и подъедать остальных рыбок, - рассказывает Николай, - мне пришлось срочно отдать их приятелю - любителю больших аквариумных рыб". Рыбки научили его с осторожностью подходить к выбору персонала для фирмы. Обычно он внимательно изучает биографию, обращает внимание даже на день рождения человека, полагая, что астрологические характеристики также имеют значение при определении уровня будущего сотрудника. Теперь он понимает, что лучше заранее знать, какого "астронотус оскара" берешь. Но если Николай Гордеев останавливает на ком-то свой выбор, то "все знают: это навсегда. Я буду с ним нянчиться, подыскивать для него подходящие условия работы, чтобы он полностью раскрылся".

Он не удивляется точности своих прогнозов в отношении поведенческих мотивов окружающих его людей, зато радуется, когда человек не вписался в его теоретическую схему. Значит, есть еще что изучать.