У "Волготанкера" появился конкурент


В эту навигацию у монопольного перевозчика нефтеналивных грузов в бассейне Волги С самарского "Волготанкера" С появился серьезный конкурент. Крупное речное пароходство страны С Волжское ("Волга-флот") С теперь тоже перевозит нефтяные грузы. В прошлом году его купил нефтетрейдер "Корус", дружественный "Татнефти", и переоборудовал 23 сухогрузных судна в нефтеналивные.

Судоходная компания "Волжское пароходство" ("Волга-флот") С второе по величине пароходство после "Волготанкера". Флот компании насчитывает около 300 судов, в том числе С 51 типа "река - море". "Волга-флот" перевозит 6,4 млн т грузов (сталь, сера, минудобрения и др.) и 645 000 пассажиров в год. Выручка компании в 2000 г. составила $53,6 млн, прибыль С $4,6 млн.

"Корус-холдинг" С крупный московский нефтетрейдер, дружественный НК "Татнефть". Поставляет около 7 млн т в год на три уфимских НПЗ. Владеет 22 автозаправками в Москве и области. Оборот "Коруса" - более $800 млн, прибыль аналитики оценивают в $15 млн в год.

"Корус-холдинг" и дружественные ему структуры аккумулировали контрольный пакет акций "Волга-флота" к осени 2000 г. По словам представителя "Коруса" и члена совета директоров пароходства Владислава Ощепкова, в 2001 г. "Корус" инвестировал более $20 млн в переоборудование 9 сухогрузов и 14 барж "Волго-флота" в нефтеналивные суда. Они переданы на баланс общей "дочки" пароходства и "Коруса" С "Волга-флот танкера". Гендиректор "Волга-флота" Александр Шишков подчеркивает, что переоборудованы были простаивавшие суда для перевозки минерально-строительных грузов, а традиционный грузопоток пароходства сохранился.

"Если бы мы были просто транспортной компанией, то вряд ли решились бы на столь дорогостоящий проект. А так мы интегрируем свою структуру от переработки до вывоза нефтепродуктов", С говорит Ощепков.

По данным главы Росречфлота Николая Смирнова, в навигацию 2001 г. "Волга-флот" перевез уже 1 млн т нефтепродуктов. Ощепков добавляет, что по итогам года планируется выйти на цифру 1,2 млн т. Речь идет о перевозках мазута, который нельзя транспортировать по трубопроводной системе "Транснефтепродукта", с "Нижнекамскнефтехима" в Санкт-Петербург. Услугами "Волготанкера" "Корус" больше не пользуется, а там, где собственного флота не хватает, компания берет в партнеры небольшие судоходные компании, работающие на рынке. А в следующем году "Корус" планирует переключить на своего перевозчика и 200 000 т мазута с уфимских НПЗ. Нефтетрейдер намерен строить дополнительный флот на российских верфях.

Собственный танкерный флот для перевозок по Волге в направлении Каспия и Санкт-Петербурга строит и "ЛУКОЙЛ". Кроме того, на Волге есть ряд независимых нефтеперевозчиков, крупнейшие из которых - "Транспетроволга", "Адмирал" и "Юничарт". Но под началом "Коруса" "Волга-флот" стал вторым крупнейшим нефтеналивным перевозчиком в регионе после "Волготанкера", перевозящего 8 млн т нефтяных грузов ежегодно.

"Владение собственным нефтеналивным флотом крайне выгодно и "Корусу", и "Татнефти", которая наращивает экспорт нефтепродуктов", С отмечает аналитик ИБГ "НИКойл" Геннадий Красовский. По его словам, "Волготанкер" теряет монопольные позиции, причем конкуренты оперируют обновленными или вновь построенными судами, а "Волготанкеру" проблему обновления флота еще предстоит решать.

Впрочем, руководителей "Волготанкера" появление конкурента не пугает. По словам Алексея Дукаревича, члена совета директоров компании, "Волготанкер" и сам интересовался переоборудованием сухогрузов "Волга-флота" в танкеры как бизнес-проектом, но счел свое участие экономически нецелесообразным. Дукаревич считает, что "Волга-флот танкер" не составит конкуренции его компании, даже если построит еще 10 новых танкеров.