Украину простят за самолет


Вчера никто из официальных лиц так и не сказал: "Самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой С-200". Но прозвучало все, что может предшествовать именно такому заявлению. Впрочем, если Украина в конце концов и признает свою вину в гибели 77 пассажиров и членов экипажа, ухудшением отношений с Россией ей это не грозит.

Как заявил вчера в Сочи советник президента Путина Евгений Шапошников, в телах погибших пассажиров авиалайнера и в частях конструкции самолета были обнаружены металлические элементы, напоминающие шрапнель, которой снаряжена боеголовка ракеты зенитно-ракетного комплекса С-200. Председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина добавила, что радиолокатор в Геленджике зафиксировал в минуты, предшествующие катастрофе, полет летательного аппарата, который не отзывался на позывные. А анонимный официальный источник заявил вчера РИА "Новости", что доказательств сбития самолета украинской ракетой становится все больше и российская сторона надеется, что в Киеве примут "трудное, но единственно правильное решение" и признают свою ответственность за инцидент.

Между тем вчера министр обороны Украины Александр Кузьмук, выступая в Верховной раде, заявил, что ракета комплекса С-200, по данным объективного контроля, не могла захватить как цель Ту-154 и, "по всем расчетам", упала в море. Отрицает Кузьмук и техническую возможность поражения данной ракетой самолета на дистанции в 270 км. Украинские военные собираются организовать экспедицию по поиску утонувшей, по их словам, ракеты.

Но источник в одной из российской компаний, производящей комплексы ПВО, заявил "Ведомостям", что на такой дистанции ракета вполне могла поразить самолет и "так оно, скорее всего, к сожалению, и случилось".

Как заявил "Ведомостям" источник в администрации президента, "если окончательно подтвердится версия о том, что самолет был сбит украинской ракетой", речь будет идти о самом широком комплексе мер, начиная от судебного разбирательства и должного наказания виновных и заканчивая требованиями выплаты достойной компенсации родственникам погибших. В то же время источник подчеркнул, что "мы постараемся, чтобы на политические отношения России и Украины этот трагический инцидент не повлиял".

Как пояснили "Ведомостям" в страховой компании "АФЕС", в которой была застрахована ответственность по погибшему самолету, в случае подтверждения украинской версии родственники каждого из погибших пассажиров получат от страховой компании по договору о страховании третьих лиц не свыше $20 000, а авиакомпания "Сибирь" - порядка 7 млн руб. по страховому договору "Каско". Поскольку умышленный пуск ракеты невероятен, то случай по договору страхования военных рисков на $50 млн не наступит. Впрочем, пострадавшие пассажиры и авиакомпания могут подать иски на правительство Украины и попытаться отсудить дополнительные суммы ущерба.

По мнению главы фонда "Политика" Вячеслава Никонова, "если виновность Украины будет доказана, то она скорее всего признает свою вину и принесет свои извинения российской стороне, а наша сторона эти извинения примет. После этого начнется процесс согласования по линии военных ведомств вопросов координации деятельности наших ПВО и противовоздушной обороны".

По мнению научного сотрудника Института Европы РАН Аркадия Мошеса, если факт вины Украины подтвердится, это не скажется на отношениях Украины и с Израилем: "Ведь речь идет о трагической случайности, а не о злом умысле, и это всем будет понятно".