Южные враги "Талибана"


ИСЛАМАБАД - В последнее время мировое сообщество, говоря о противниках талибов внутри Афганистана, имело в виду прежде всего Северный альянс. Однако у "Талибана" есть противники и на юге страны.

На стороне Северного альянса сражаются в основном представители национальных меньшинств - таджики, туркмены и узбеки. Между тем среди действующих на юге оппозиционеров, как и среди сторонников самого движения "Талибан", большинство составляют пуштуны. Пользуясь этническим родством, вожди пуштунских племен и кланов вместе с командирами моджахедов, воевавших против СССР в 1980-х, сейчас пытаются спровоцировать массовое дезертирство из отрядов талибов.

В 22-миллионном населении Афганистана пуштуны составляют, по разным оценкам, от 38% до 45%. Многие из них не разделяют жестких идеологических установок "Талибана", немало есть и противников пребывания в Афганистане Усамы бен Ладена и его арабского окружения. Кроме того, многие пуштуны симпатизируют бывшему королю Афганистана Захир-Шаху, на протяжении долгого времени живущему в изгнании. Сопротивление талибскому режиму на юге страны только зарождается, однако оппозиция может сплотиться в случае возвращения Захир-Шаха. "Сотни талибов вывозят свои семьи из городов, зачастую даже в Пакистан, готовясь переметнуться на сторону короля, когда тот призовет к восстанию", - утверждает Хамид Карзаи, живущий в Пакистане недалеко от афганской границы.

Карзаи занимал должность заместителя министра иностранных дел в правительстве моджахедов, сформированном после падения коммунистического режима в 1992 г. Сейчас он является членом исполнительного комитета Лойя-Джирги, афганского совета старейшин. Этот совет, просуществовавший два с половиной столетия, был упразднен в 1979 г., но до сих пор многие афганцы считают его единственным законным органом власти, полномочным формировать новое правительство Афганистана. Захир-Шах, свергнутый собственным братом еще в 1973 г., добивался возвращения Лойя-Джирги в Афганистан начиная с 1993 г. Сейчас велика вероятность, что западные дипломаты открыто поддержат Лойя-Джиргу. "Международные силы, включая ООН и Организацию исламская конференция, вскоре подготовят почву для возвращения Лойя-Джирги в Афганистан", - говорит Карзаи.

Этот человек может существенно повлиять на расстановку сил в стране, поскольку он возглавляет пуштунское племя попалзаи, традиционно занимавшее видное место в политической иерархии Афганистана. Это племя входит в один из двух крупнейших пуштунских племенных союзов, Дуррани, из которого происходят и многие лидеры "Талибана". По словам Карзаи, он ежедневно проводит по нескольку десятков встреч с вождями племен и представителями "Талибана". Они, как утверждает политик, тайно приезжают к нему из южных районов Афганистана, чтобы подтвердить свою верность королю и готовность встать под его знамена.

В пакистанской провинции Пешавар, традиционно выполнявшей роль ворот в Афганистан, активно действуют руководители другого мощного афганского племенного союза, Гилзаи. В годы войны с СССР воинов этого союза возглавлял Абдул Хак. После 1989 г. он безуспешно пытался организовать объединенные силы безопасности. Сейчас Хак пытается убедить сторонников "Талибана" не участвовать в кровопролитии и поддержать короля.

"Нам следует признать огромную важность участия в антитеррористической операции как Северного альянса, так и южных племен, - заявил недавно министр обороны США Доналд Рамсфелд. - Мы должны найти способ помочь им". (WSJ, 8. 10. 2001)