Сумеет ли Юсуфов расширить полномочия Минэнерго?


Игорь Юсуфов написал премьер-министру Михаилу Касьянову четыре письма с просьбой вернуть Минэнерго ряд полномочий. Во-первых, речь идет о регулировании экспорта нефти, которым сейчас занимается комиссия Виктора Христенко. Во-вторых, Юсуфов просит отдать ему основные полномочия Минприроды - управление госфондом недр по углеводородным и угольным объектам, а к этому - контроль за выполнением лицензионных соглашений. Также Минэнерго хотело бы управлять госпакетами акций нефтегазовых компаний и вернуть контроль над СРП.

Инициативы Юсуфова вполне объясняются аппаратной логикой. Ведь несколько лет до его назначения полномочия Минэнерго только сужались. Не исключено, что часть его предложений получит одобрение в правительстве. Но какая часть? Вопросами экспорта нефти Христенко занимается давно и успешно. А его вес в правительстве намного более существенный, чем у Юсуфова. К тому же есть комиссия по доступу к экспортным нефтепроводам, которая Юсуфовым отнюдь не контролируется. Одним словом, у министра вряд ли получится установить контроль над экспортом. Что же до его управления госпакетами, главный вопрос - зачем? Поменять одних чиновников на других? Гораздо больше шансов у Минэнерго усилить влияние на СРП и получить часть функций по регулированию недропользования, касающихся нефтедобычи, у Минприроды.

Дмитрий Орлов

Предшественник Юсуфова, Гаврин, был назначен главным ответственным за плохую подготовку к зиме в прошлом году. Сейчас, выставляя максимальные требования, Юсуфов поднимает вопрос: чтобы серьезно спрашивать с министерства, нужно ему дать нормальные полномочия. Особенно на фоне мощного усиления других ведомств, тогда как Минэнерго потеряло многие свои функции. Плюс становится очевидно, что широкой реконструкции кабинета Касьянова не будет. Возникает вопрос о перераспределении властных полномочий внутри этого правительства. Думаю, у Юсуфова больше всего шансов вернуть себе управление госпакетами акций и СРП. Тем более что в пятницу Дума подавляющим числом голосов приняла решение, что правительство полностью провалило программу СРП.

Сергей Колмаков

Если все требования будут удовлетворены, мы получим мощное министерство образца начала - середины 1990-х гг. Но время уже другое. Многие вопросы, в частности снабжение горюче-смазочными материалами, сейчас де-факто регулируются рынком. Речь идет скорее о том, что Минэнерго пытается вернуть под свой контроль одну сферу - регулирование экспортных поставок нефти. Остальные вопросы добавлены "до кучи". С точки зрения развития России успех Минэнерго был бы шагом назад, и большим. История показала, что Минэнерго регулировало экспорт неэффективно, часто создавая почву для обвинения чиновников в коррупции. О чем и говорил Христенко, отстаивая передачу этих вопросов межведомственной комиссии. В последнее время мы наблюдаем постепенный возврат полномочий к Минэнерго. Скажем, больше вопросов экспорта стало решаться на уровне министерства. Но слабины в позициях Христенко тоже не наблюдается. Ситуация зависла на паритетном уровне. Разрешение вопроса будет зависеть от высшего руководства. А оно ведет себя аморфно, и нет признаков поддержки ни одного, ни другого.

Сергей Лукьянов

Нынешняя ситуация вокруг Минэнерго никого не устраивает. Ведомство потеряло практически все важные функции. Проще было бы его закрыть. Но назначение Юсуфова показало, что ни президент, ни правительство к этому не готовы. Естественно, Юсуфов пытается красивую вывеску "Минэнерго" превратить в работающую организацию. И его усилия не будут встречены неприятием со стороны президента. Однако переиграть Минэкономразвития Юсуфову не по силам - ввиду высокого статуса Грефа. Комиссия Христенко превратилась в оптимальный механизм, ломать который крайне невыгодно всем участникам процесса. Против передачи Минэнерго госуправления акциями выступит опять же Греф. Еще в бытность первым замминистра госимущества он многое сделал для централизации функций представителей правительства именно в Минимуществе. Самое слабое звено - Минприроды. Именно здесь в обозримом будущем наиболее вероятно продвижение Юсуфова.

Валерий Федоров

Вряд ли кому-то позволят сконцентрировать так много полномочий в одном месте. Другое дело, что в рамках укрепления роли государства, в том числе в ТЭКе, Минэнерго действительно сможет увеличить свои полномочия. Самые большие шансы в области, которой Минэнерго занималось традиционно, - получить обратно регулирование экспорта нефти.

Геннадий Красовский

Речь идет о борьбе за контроль над громадными финансовыми потоками. И силы в этой борьбе будут задействованы очень большие. С одной стороны - финансовые и лоббистские возможности нефтяников и газовиков, а с другой - аппаратный ресурс всей остальной части правительства. Но итог, скорее всего, будет компромиссным - силы более-менее равны. На мой взгляд, у Минэнерго есть шанс несколько увеличить свои полномочия, но в рамках существующей структуры принятия решений. Чиновники Минэнерго будут более широко представлены в комиссиях и, может быть, советах директоров. Но вряд ли на ходу будут меняться буквально недавно созданные механизмы.

Андрей Гальперин

Андрей Гальперин