Уроки косовского конфликта


БРЮССЕЛЬ - Хотя администрация Буша постоянно говорит об антитеррористической войне нового типа, начавшаяся кампания в Афганистане во многом похожа на операцию, которую НАТО проводило два года назад в Югославии. Это сходство заставляет более трезво взглянуть на перспективы нынешней войны.

Сейчас, как и два года назад, боевые действия начались с авиаударов, причем атакующие находились в негласном союзе с повстанцами, составлявшими внутреннюю оппозицию противостоящей стороне. В обоих случаях местному гражданскому населению была обещана гуманитарная помощь. Тогда по истечении 78 дней НАТО объявило о победе, позволившей изгнать сербских угнетателей из Косова, где албанцы составляли этническое меньшинство.

Буш заявляет, что в широкомасштабной нетрадиционной войне с терроризмом таких очевидных и безусловных успехов не будет. К тому же между Афганистаном и Югославией есть немало существенных различий. Так, сейчас США приходится иметь дело с гораздо меньшим числом стационарных военных целей, соответственно, реальная потребность в самолетах оказывается намного меньшей, чем тогда. Кроме того, на этот раз США действуют в ответ на совершенное на них нападение, в то время как в Косове они лишь вмешались в чужую гражданскую войну.

Тем не менее специалисты отмечают, что в обеих войнах превосходство в военной технике не играет большой роли (поскольку противник практически неуловим), а задача США усложняется из-за необходимости координировать усилия неповоротливой международной коалиции. В Косове эти проблемы впервые встали перед США столь остро. По мнению участвовавшего в югославской кампании генерала Уэсли Кларка, уже тогда речь шла о войне нового типа.

Талибы, как и сербы, не потеряли боевого духа после первых авиаударов. Стратеги из НАТО рассчитывали, что сербы капитулируют уже через неделю, однако боевые действия продолжались более двух месяцев. Сербы эффективно использовали родные горы в качестве укрытий, в том числе для боевой техники (этой тактикой могут воспользоваться и талибы). Применяли они и военные хитрости, в частности сооружали бутафорские танки из фанеры, на которые пилоты из НАТО впустую расходовали свои боеприпасы. В сводках НАТО неоднократно утверждалось, что уничтожены десятки сербских танков, но впоследствии военные эксперты альянса обнаружили, что действительные потери сербов составили всего несколько боевых машин.

Американские чиновники заявляют, что в Афганистане США должны использовать меры, которые в 1999 г. считались неприемлемыми. В частности, предполагается ввести в страну наземные войска для уничтожения террористов и подразделений противника, а также для корректировки ударов с воздуха. В Косове силы НАТО поначалу избегали нанесения ударов непосредственно по подразделениям сербских войск. В Афганистане американские летчики с самого начала стремятся поражать скопления талибских войск: косовский опыт показал, насколько сложно уничтожить с самолетов движущиеся цели, даже при наличии сверхсовременного технологического оснащения.

Очень серьезной проблемой может стать гуманитарный кризис, и политика США в этом вопросе будет иметь важное значение для сохранения коалиции. В Косове масштабы гуманитарного кризиса оказались неожиданностью для НАТО: солдатам альянса даже пришлось строить лагеря беженцев для косовских албанцев. Следует также учитывать, что опора на местных повстанцев может существенно ограничить свободу действий американцев в послевоенный период. В Югославии НАТО взяло в союзники албанскую Освободительную армию Косова. После окончания военных действий тысячи сербов покинули край, а бывшие союзники НАТО через два года попытались добиться в Македонии того же, что в Косове, и натовцам пришлось посылать войска, чтобы предотвратить еще один конфликт на Балканах. (WSJ, 10. 10. 2001)