Косметический ремонт


Реформа правительства, которую так долго ждали, вновь обернулась очередной "настройкой" кабинета. На этот раз реорганизации подверглись Минпром и Миннац (см. врезку). Министерство промышленности и науки возглавил герой подъема "Курска" Илья Клебанов, который при этом сохранил вице-премьерство.

Уволенные вчера глава Минпромнауки Александр Дондуков и министр по делам федерации Александр Блохин давно считались "кандидатами на вылет" из кабинета. Но в правительстве и Кремле предсказывали их отставку в рамках задуманной премьером Михаилом Касьяновым широкой реструктуризации кабинета. Еще полгода назад премьер выступал за расширение полномочий министров и уменьшение числа вице-премьеров. Теперь окончательно ясно, что система останется прежней: некоторые министры, чьи сферы деятельности особенно важны для президента и премьера, будут одновременно и заместителями Касьянова.

Премьер-министр вчера заявил, что Клебанов получил министерский пост вдобавок к функциям вице-премьера, чтобы "сконцентрировать усилия государства в области управления ВПК". Эта, казалось бы, дежурная формулировка на деле вполне осмысленна. До сих пор управление российским ВПК было поделено между Минпромнауки и пятью оборонными агентствами ("Росавиакосмос", агентства по системам управления, по боеприпасам, по судостроению и по обычным вооружениям). В этой системе Клебанов курировал агентства (собственно, благодаря ему они и были созданы два года назад). Отношения между Дондуковым и Клебановым оставляли желать лучшего. Ведь агентства, по сути, дублируют отраслевые департаменты Минпромнауки, у некоторых из них даже одинаковые названия. А само назначение Дондукова на министерскую должность летом прошлого года многие расценили как попытку премьера уравновесить влияние Клебанова.

Наиболее отчетливо противостояние вице-премьера и министра проявилось в ходе разработки программы реструктуризации ВПК. Министерство подготовило свой проект программы, агентства и аппарат Клебанова - свой. Оба варианта предполагали консолидацию оборонки в крупные вертикально-интегрированные корпорации. Однако в вопросе, какие конкретно предприятия должны быть включены в каждую из этих корпораций, программы радикально разошлись. В итоге на рассмотрение правительства был вынесен - и в целом одобрен - документ, разработанный агентствами.

Это не единственная неудача Александра Дондукова на министерском посту. Как говорит знакомый с ситуацией в Минпроме правительственный чиновник, за год ведомство не реализовало ни одной сколь-нибудь масштабной программы или проекта. Собеседник "Ведомостей" привел в пример деятельность Минпрома по продвижению в Думе профильных для министерства законопроектов. По словам источника, на осеннюю сессию вынесено лишь два таких проекта, один из которых - "О запрете клонирования человека".

Назначение Клебанова на место Дондукова устраняет очаг аппаратной борьбы и потому может, как и надеется Касьянов, повысить эффективность управления военно-промышленным комплексом. Хотя в тексте президентского указа ничего не говорится о судьбе агентств, источник "Ведомостей" в одной из военно-промышленных корпораций утверждает, что весьма вероятен вариант, при котором четыре агентства вольют в Минпромнауки, а их руководители станут заместителями министра. Самостоятельным останется лишь "Росавиакосмос". По словам чиновника президентской администрации, вопрос о том, объединять ли агентства с министерством, оставлен на усмотрение Клебанова.

А бывший глава ОКБ им. Яковлева Дондуков, по словам Касьянова, собирается вернуться в авиационную промышленность. Сам экс-министр заявил, что уже получил несколько интересных предложений - правда, ни об одном из них рассказывать не стал.

По словам источника "Ведомостей" в крупной авиационно-промышленной компании, Дондуков контролирует крупный пакет акций в ОКБ им. Яковлева и, значит, легко может туда вернуться. Но есть и другие варианты. Известно, например, что у Дондукова сложились неплохие отношения с главой РСК "МиГ" Николаем Никитиным. Наконец, говорит источник, в последнее время зашаталось кресло под главой АВПК "Сухой" Михаилом Погосяном.

ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ.

Вчера в России стало одним ведомством меньше. Владимир Путин упразднил Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политике. Вопросы миграции Путин передал Министерству внутренних дел, а оставшиеся функции в течение месяца должны поделить между собой МИД и Минэкономразвития. Решение президента не было неожиданным. По словам главы информационного центра "Панорама" Владимира Прибыловского, "Блохин был самым незаметным и бесцветным министром в нынешнем кабинете".

"Я не заметил особой эффективности в работе этого ведомства при Блохине, - соглашается с ним известный эксперт по региональной политике, директор центра "Политсервис" Ростислав Туровский. - Единственное, чем он запомнился, - это тем, что очень долго разрабатывал закон об образовании нового субъекта в составе РФ, но и он до конца доведен не был". Этот закон, который в Кремле ждали еще прошлой осенью, позволил бы ликвидировать абсурдные советские автономии вроде Еврейской АО и централизовать управление регионами, в состав которых входят национальные образования. Однако из Думы закон вышел лишь в июле, после чего Совет Федерации отправил его в согласительную комиссию.