Нарисованная архитектура


Валерия Кошлякова всегда занимала воображаемая, иллюзорная, мнимая архитектура. Он рисовал романтические руины на упаковочном картоне с такелажными знаками. Или выклеивал купола флорентийских соборов скотчем на белых галерейных стенах.

В новой выставке Кошлякова "Выбор масштаба" его "бумажная архитектура" едва ли не впервые обрела объем. Под старинными арочными сводами Музея архитектуры высились загадочные предметы - башни и крепости, рогатые и спиралевидные сооружения, парящие в воздухе гигантские трубы все из того же гофрокартона, разрисованные решительными экспрессионистскими мазками. Но то, что Кошляков представляет на своей новой выставке, - не раскрашенная скульптура, а нарисованная архитектура, на наших глазах обретающая третье измерение.

Кошляковские "архитектоны" существуют как бы в двух пространствах - реальном и иллюзорном. Как декорации - будь то архитектурные фантазии Гонзаго или гротескные миры экспрессионистских спектаклей и фильмов. Подлинный объем этих форм усилен или искажен нарисованной светотенью. Объекты Валерия Кошлякова напоминают перенесенную в реальное пространство архитектуру с живописных полотен. Оказавшись в реальном мире, эти объекты приносят с собой неправильную перспективу, возможную только в рисованном существовании. Валерий Кошляков представляет архитектуру утопических империй. Ту, которая лучше всего смотрится в эскизах или руинах. Еще Альберт Шпеер, официальный архитектор Третьего рейха, проектировал свои циклопические постройки с тем расчетом, чтобы величественными выглядели даже их развалины. Впрочем, мы никогда не поймем, насколько величественны кошляковские руины. Поскольку эти строения не имеют никакой определимой функции, их масштаб никак не соотнесен с человеческим.