Футбол на бирже


В Италии не так уж много вещей, к которым относятся серьезнее, чем к футболу, и ни одна команда не относится к футболу так серьезно, как Juventus. Клуб принадлежит семье Аньелли, которая владеет также автокомпанией FIAT, так что деловая составляющая в деятельности клуба играет для его владельцев первостепенную роль. Чтобы развиваться как бизнес, а не только как спортивная команда, Juventus планирует в конце этого или в начале следующего года провести первичное размещение акций. "Мы уже много лет публикуем годовую отчетность. Мы не просто футбольная команда, мы настоящая компания, работающая в секторе развлечений и на медиа-рынке, как Manchester United, - говорит Антонио Джираудо, генеральный директор Juventus. - Мы современное предприятие и смотрим далеко вперед. Размещая акции на рынке, мы еще больше укрепляем наш бизнес". Сравнение с Manchester United здесь далеко не случайно. Английский клуб первым вышел на биржу, и его рыночная капитализация выше, чем у остальных клубов, разместивших акции. Между тем Juventus, ссылаясь на данные исследований, утверждает, что у него в Европе 17 млн болельщиков старше 14 лет, тогда как у мадридского Real - 15 млн, а у Manchester United - 13,4 млн. (Последние основываясь на собственных исследованиях, настаивают на своем лидерстве.) Каковы бы ни были истинные данные о болельщиках в Европе, в Италии Juventus, бесспорно, является самым популярным клубом. Тем не менее вопрос о том, будут ли популярны акции клуба у инвесторов, остается открытым. Акции других европейских клубов в последние месяцы падали, поскольку из-за ухудшения ситуации на рекламном рынке инвесторы опасались пересмотра контрактов на телетрансляцию матчей и, следовательно, похудения бюджетов футбольных клубов, для которых деньги за телетрансляцию - одна из основных статей дохода. В Италии недавно решили объединиться две кабельные телекомпании: обе несли огромные убытки, в основном из-за непомерных выплат за показ футбольных матчей. "Я не беспокоюсь. Наш контракт с кабельными телекомпаниями действует до 2005 г., а к тому времени мы найдем новые источники дохода", - говорит Джираудо.

Сейчас на рынке обращаются акции двух итальянских клубов - столичных Roma и Lazio. После проведенного несколько лет назад размещения котировки и того и другого снизились, при этом колебания цен на акции, как правило, обусловлены результатами матчей. В Juventus надеются, что рыночная судьба клуба будет меньше зависеть от спортивной. В этом году клуб купил бывший ипподром на окраине Турина, который за два года будет переоборудован в торгово-развлекательный центр с футбольными полями. "Мы рассчитываем получать доходы от недвижимости, реализации билетов на спортивные мероприятия, телетрансляций и продажи различных товаров. Ожидается, что доходы будут стабильными и не связанными с исходом очередного матча", - говорит Джираудо.

И Juventus, и работающий с ним банк Banca IMI надеются, что клуб будет стоить на бирже примерно столько же, сколько и Manchester United, который, как считается, определил стандарты маркетинговой и имиджевой политики для футбольных менеджеров. Рыночная капитализация Manchester United, акции которого торгуются на Лондонской фондовой бирже, составляет сейчас 600 млн евро ($527 млн); цены снизились почти в два раза с пика, достигнутого в 2000 г. Roma и Lazio стоят по 170 млн евро ($149,3 млн) каждый. Такова же рыночная капитализация дортмундской Borussia; акции немецкого клуба упали примерно на 25% с момента размещения в октябре.

По мнению аналитиков, добиться той же капитализации, как у Manchester United, итальянскому клубу будет сложно, но возможно. Чистая прибыль Juventus в прошедшем сезоне составила 5,8 млн евро ($5,1 млн), доходы - 173,4 млн евро ($152,3 млн). "При хорошем бизнес-плане их капитализация при размещении может быть в три раза выше суммы доходов", - полагает один из аналитиков, отслеживающий деятельность футбольных клубов. Рентабельность Juventus в значительной мере зависит от его способности при продаже игрока получить за него больше денег, чем ранее уплатил за него сам. В прошлом сезоне, например, прибыль Juventus по таким транзакциям составила 18,4 млн евро ($16,2 млн). В этом сезоне клуб выручил 70 млн евро ($61,5 млн), продав Зинедина Зидана мадридскому Real за 75 млн евро ($65,9 млн). Часть этих денег пошла на покупку менее известных игроков, однако значительную часть Juventus сохранил, чтобы отразить в прибыли в год своего выхода на фондовый рынок. (FT, 12. 11. 2001)