Кеннет Лэй проиграл, но лица не теряет


Кеннет Лэй - фигура противоречивая. Еще в этом году одни превозносили председателя совета директоров компании Enron до небес, называя пионером рынка энергетики, в то время как другие, в частности политические деятели из Калифорнии, клеймили "спекулянтом", пытающимся нажиться на энергетическом кризисе.

Вот и теперь акционеры обанкротившейся энергокомпании подают на него в суд (банкротство Enron стало крупнейшим в истории Америки), фондовые игроки предали анафеме (акции компании, поднимавшиеся в лучшие времена до $89, упали до $0,4), но при этом находятся и такие, кто считает, что отчаянные усилия Лэя по спасению Enron достойны уважения.

Когда стала таять забрезжившая было надежда на спасение в виде сделки по продаже Enron ее более мелкому конкуренту, Dynegy, за $9,4 млрд, 59-летний Кеннет Лэй немедленно вылетел из Хьюстона, где расположена штаб-квартира Enron, в Нью-Йорк. Долгие и изнурительные переговоры с потенциальными спасителями закончились полной неудачей. Dynegy объявила, что не станет покупать исстрадавшуюся Enron, ведущие мировые рейтинговые агентства S&P, Fitch и MoodyХs понизили рейтинг ценных бумаг компании до статуса "бросовых", и в игру вступили консультанты по проведению процедуры банкротства. Однако, по словам некоего банкира, пока еще есть на что надеяться, "Кен Лэй находится в офисе круглые сутки". "Можно не сомневаться: Лэй останется в гуще событий до конца, - считает Джим Коллэр, который знает Лэя вот уже 10 лет и занимает пост генерального директора и председателя совета директоров компании Greater Houston Partnership. - Он не такой человек, который пасует перед трудностями или пытается уйти от ответственности". Несмотря на то что в начале нынешнего года Лэй был вынужден покинуть пост генерального директора, он тем не менее остался председателем совета директоров Enron и продолжал принимать самое активное участие в управлении компанией. Впрочем, уже в августе его преемник подал в отставку, и Кеннет Лэй вновь занял кресло гендиректора.

Всего месяц назад, 9 ноября, в тот день, когда Dynegy протянула Enron руку помощи, Лэй на радостях сказал: "Мне приятно вспоминать о тех 15 годах, которые я провел во главе Enron". Сейчас может показаться, что он поторопился. Трагедия его нынешнего положения состоит в том, что, несмотря на отчаянные усилия по спасению Enron, которые предпринимает Кеннет Лэй, именно он, по мнению очень и очень многих, является основным виновником катастрофы. "Ну конечно же он несет часть ответственности за происшедшее, - считает Андре Мид из Commerzbank Securities. - Он так долго был генеральным директором компании". Министерство юстиции США возбудило уголовное дело и начало собственное расследование, чтобы выяснить, что и кому из руководства было известно о происходившем в компании до того, как эта история стала достоянием гласности. Руководство Enron обвиняют в манипулировании финансовыми потоками. Компания, например, активно работала с производными бумагами на поставку электроэнергии.

Правда, сейчас для Enron забрезжил лучик надежды: это $1,5 млрд, предоставленные ей банками J.P. Morgan и Citygroup. Как только новость о предложенной помощи достигла рынков, акции Enron начали расти, превысив отметку $1.

Тут, впрочем, следует сделать оговорку. Из всей суммы на счета Enron будет незамедлительно перечислено лишь $250 млн. Следующий транш в том же размере будет предоставлен компании не раньше, чем она предъявит кредиторам бизнес-план, который покажется им удовлетворительным. Оставшийся $1 млрд Enron получит только по выполнении, как выразились в компании, "некоторых условий". По информации Forbes, на данный момент на счетах Enron находится около $500 млн, однако обычно, как утверждают юристы компании, для нормальной деятельности корпорации требовалось около $2,5 млрд.

Однако компания получила новый шанс, и можно не сомневаться, что Лэй постарается использовать его с максимальным эффектом. "Предоставленная Enron финансовая помощь поможет компании продолжить свою деятельность и сделать первые шаги по реорганизации бизнеса, - сказал Кеннет Лэй. - Мы будем изо всех сил стремиться выполнить наши обязательства перед кредиторами! " Среди знающих его людей Кеннет Лэй славится исключительной настойчивостью в достижении цели. Благодаря этому своему свойству он сумел за 15 лет пребывания в кресле генерального директора превратить Enron в лидера энергетического рынка. Под руководством Лэя Enron выросла в компанию с годовым доходом в $100 млрд - крупнейшего продавца газа и оптовой электроэнергии - и оказалась на 7-м месте в списке Fortune 500. Кеннет Лэй родился в Миссури в семье баптистского священника. Окончив школу, он поступил на экономический факультет Миссурийского университета. На старших курсах Лэй вступил в общество под названием Phi Beta Kappa - старейшее студенческое братство. В 1965 г. Лэй получил степень магистра экономики и пришел на работу в Exxon. Со временем Кеннет Лэй продолжил образование в Хьюстонском университете и получил там степень доктора экономики. Затем служил офицером на флоте. Демобилизовавшись, Лэй пришел на госслужбу. В Федеральной комиссии по управлению энергетикой он занял пост технического консультанта председателя комиссии и вскоре обнаружил, что энергетика и есть его истинное призвание. В мае 1981 г. он возглавил Transco Energy Company, заняв одновременно три кресла: президента, директора по производству и члена совета директоров. В 1984 г. Лэй занял пост председателя совета директоров и генерального директора Houston Natural Gas. В июле 1985 г. состоялось слияние с InterNorth, в результате которого возникла Enron, а в феврале 1986 г. Лэй стал ее председателем. Оказавшись во главе крупной хьюстонской компании, Кеннет Лэй приложил немало усилий для процветания этого города. Он председательствовал на многочисленных благотворительных мероприятиях и немало поработал на благо малоимущих жителей Хьюстона - центра нефтяного бизнеса США, в котором располагаются штаб-квартиры 13 компаний, входящих в список Fortune 500. "Он был настоящим лидером - его по-настоящему волновали проблемы города, и он много работал, чтобы их разрешить", - вспоминает Марио Гомес, сотрудник благотворительной организации United Way. "Его очень любили, - говорит Боб Эури, президент корпорации Central Hiuston, созданной бизнесменами для финансирования развития города. - Он неравнодушный человек".

Друзья Кеннета Лэя в Вашингтоне в поддержку его высказываются не с таким энтузиазмом, по крайней мере публично. Лэй поддерживал особенно тесные контакты с семейством Буш - и с отцом, и с сыном, однако, как и всякий трезвомыслящий бизнесмен, оказывал финансовую помощь как республиканцам, так и демократам. По данным организации Center for Responsive Politics, в 2000 г. Лэй и ряд других руководителей Enron израсходовали в общей сложности $2,1 млн на лоббирование своих интересов в Конгрессе и в Белом доме.

Кстати, этот аспект деятельности руководства Enron тоже привлек к себе пристальное внимание Министерства юстиции. Больше всего следователей интересует настойчивое стремление Лэя и его коллег вывести энергетическую отрасль из-под контроля государства. Уменьшение контроля со стороны местных властей над линиями электропередач развязало руки компаниям, торгующим энергоресурсами, - таким как Enron. Движение за либерализацию сектора энергетики было продиктовано не только экономическими мотивами, но и политическими соображениями, утверждает Forbes. А если вспомнить, что Кеннет Лэй щедро финансировал политические кампании нынешнего президента Джорджа Буша, то и Enron представляется глубоко политизированной организацией, пишет журнал. В середине октября выяснилось, что за последние пять лет компания регулярно завышала размеры прибыли в своей финансовой отчетности. Теперь Лэя упрекают в том, что он не полностью контролировал ситуацию во вверенной ему компании. Однако и сейчас в его адрес то и дело раздаются лестные высказывания. Сам руководитель Dynegy Чак Уотсон с восхищением рассказывает, что в ходе переговоров Лэй ни разу не поднял вопрос о выходном пособии, причитающемся ему в случае продажи компании. Когда выяснилось, что главе Enron должны будут выплатить $60 млн и это возмутило его подчиненных, Лэй заявил, что отказывается от денег. В этой непростой ситуации, говорит Уотсон, Лэй ведет себя как "настоящий аристократ". (FT, 30. 11. 2001)