Поп-арт для ног


В Москве на сцене Театра оперетты вновь выступает знаменитое шоу "Стомп". Название "Стомп" означает "топать" - простейший способ извлечения звука. Шоу "Стомп" заставляет вспомнить причудливый постфутуристический мир фильмов вроде "Безумного Макса", где на обломках урбанистической цивилизации зарождается новая первобытная культура. Так и кажется, что то, что ты видишь на сцене, должно изображать мир какого-нибудь 2145 г. Консерватории и оперные театры - давно в руинах. Все рокеры забросили музыку ради того, чтобы стать вождями новых племен и кланов. Электронная музыка стала невозможной в связи с исчезновением из быта электричества. Но музыка продолжает жить, она возрождается в своих самых архаических, примитивных формах. Для этой музыки не нужны инструменты - хватает того, что можно отыскать на помойках цивилизации. "Стомп" готовы играть на чем попало, что под руку попадется. Швабры, шваркающие по полу, - "Стомп" стучат ими столь энергично, что разносят буквально в щепки. Так романтические виртуозы рвали струны на скрипках. Так рокеры в экстазе крушили гитары. Крышки от мусорных бачков, превращенные то ли в тарелки ударника, то ли в щиты поединка уличных гладиаторов. Сами мусорные баки, пластиковые и жестяные, становящиеся настоящими ударными установками, вдруг превращаются в гигантские, в человеческий рост котурны, на которых вышагивают сказочные гиганты. Огромные пластиковые бутыли из-под воды, издающие неожиданно гулкий и глубокий звук. Обломки резиновых труб, на которых исполняется нечто напоминающее мелодическое капанье внезапно открывших в себе музыкальный дар водопроводных кранов. Раковины из нержавейки - на их мокрых, скрипучих, ребристых поверхностях "Стомп" играют не менее искусно, чем диджеи на винилах. Или тихая музыка ритмично шуршащих газетных листов да серии щелчков Зиппо и вспыхивающих в темноте язычков пламени. Впрочем, даже эти нехитрые предметы не всегда необходимы. Для того чтобы создавать музыку, "Стомп" вполне достаточно ног - архаической чечетки восьми пар тяжелых рабочих ботинок.

В шоу "Стомп" переплелись современная уличная культура, традиционные боевые искусства, африканские и латиноамериканские традиции. Это музыка грядущего космополитического, постэтнического человечества. Драк или физической работы в шоу "Стомп" - в избытке. Ритм возникает то из жестов метельщиков, то из движений уличных бойцов. Кажется, что в этом постфутуристическом мире все только тем и заняты, что сначала затевают уличные бои, разнося вдребезги все вокруг, а затем с рвением подметают эти самые улицы, недавно бывшие полем боя. При этом никакой агрессии - только спортивный азарт и откровенная клоунада. Даже их концерт строится как цирковое представление: блестящий, техничный аттракцион и реприза коверного - ловко имитирующей неловкость девицы с красными волосами. В сущности, "Стомп" не интересуют поиски новых звучаний - только новые, максимально зрелищные способы задавать ритм. "Стомп" - не Кейдж, вслушивающийся в то, как звучат раковины, вода, переливающаяся из одного сосуда в другой, или сыплющийся песок. Они не экспериментаторы и не эзотерики, а высококлассная поп-культура.