Бесплатный евро


Среди сотен политиков и чиновников, приложивших руку к созданию евро, особое место принадлежит Жану-Пьеру Маливуару. 61-летний чиновник Европейской комиссии является создателем самого символа евро, который с 1 января миллиардами банкнот и монет разойдется по 12 европейским странам. Примечательно, что работа Маливуара в рамках проекта, на который высокооплачиваемые консалтинговые и маркетинговые компании слетелись бы как мухи на мед, ничего не стоила европейским налогоплательщикам. В 1995 г. Маливуар возглавил в ЕК "евромиссию" - департамент по распространению информации о единой европейской валюте. А в 1996 г. Ив-Тибо де Сильги, бывший тогда комиссаром Евросоюза по экономической и валютной политике, предложил каким-то образом популяризировать евро среди журналистов и руководителей стран ЕС, готовившихся к поездке на саммит Евросоюза, который должен был пройти в декабре в Дублине. Маливуар воспринял это предложение с энтузиазмом. Он решил придумать для новой валюты символ, который можно было бы поместить на майках журналистов и на шарфах глав правительств. Критерии для нового символа Маливуар определил так: "Он должен был напоминать людям о Европе, представлять мировую валюту и легко писаться на чеках". Поначалу было подготовлено около 30 эскизов. Затем из них отобрали пять; все они напоминали символ, который в итоге и был принят: стилизованная буква "Е", разделенная пополам двумя линиями. Эти пять эскизов были представлены де Сильги и тогдашнему председателю Еврокомиссии Жаку Сантеру. Такой "кустарный" подход, по оценке Марка Роллинсона, управляющего директора лондонской компании Marstellar (маркетингового подразделения международной PR-группы Burson-Marstellar), сэкономил европейским налогоплательщикам не менее 400 000 евро ($357 000). По мнению Роллинсона, ведущая европейская "компания - консультант по корпоративному имиджу" поначалу запросила бы по меньшей мере 100 000 фунтов стерлингов ($142 300) на проведение исследований в 15 странах ЕС, затем еще 100 000 фунтов на тестирование в фокус-группах, 15 000 фунтов ($21 300) на "доведение" выбранного эскиза и не менее 25 000 фунтов ($35 600) на исследования по "внедрению" символа в различные формы документов, таких, как, например, доклады компаний или бухгалтерские отчеты.

То, что Маливуару и его творению удалось проскользнуть мимо акул маркетингового и консалтингового бизнеса, скорее просто везение, нежели свидетельство эффективного менеджмента. Financial Times и некоторые другие газеты поместили новый символ по соседству со статьями, в которых освещался дублинский саммит. Эмблема новой валюты тут же стала хитом, а вскоре ее одобрил Европейский валютный институт, предшественник Европейского центрального банка. Однако Евросоюз не был бы Евросоюзом, если бы все прошло гладко. Символ Маливуара стал предметом иска, поданного Interpayment, бывшей дочерней компанией турагентства Thomas Cook, в Европейский суд против ЕК. Interpayment и Thomas Cook требуют компенсации в размере $36,3 млн за якобы нарушенные права на принадлежащую им торговую марку, имеющую схожий дизайн. Еврокомиссия, однако, уверена, что выиграет суд. Ее представители говорят, что символ Interpayment имеет форму луны, а прообразом символа единой евровалюты является греческая буква "эпсилон". Судебный процесс находится пока на начальной стадии. (FT, 5. 12. 2001)