ИННОВАЦИИ : Засада на автомобилиста


В Великобритании проходит испытания прибор, контролирующий состав выхлопных газов автомобилей. Как рассказывает служба новостей журнала New Scientist, прибор устанавливается на обочине дороги и все проезжающие мимо машины подвергаются проверке в автоматическом режиме, причем водитель даже не догадывается об этом. Если степень загрязнения выхлопа не соответствует норме, прибор фотографирует номерной знак автомобиля-нарушителя.

Разумеется, все автомобили в Великобритании ежегодно проходят техосмотр, включающий в себя проверку уровня выброса в атмосферу вредных веществ. Но такая проверка не всегда дает правильный результат - ведь она проходит в теплом гараже и без груза, т. е. не в естественных условиях. Время от времени и на дороге проводятся тесты, но и этот метод неэффективен, поскольку 80% всего загрязнения создают 10% автомашин.

Экспериментальный прибор представляет собой небольшую коробку, внутри которой находятся специальные источники света и чувствительный детектор. Невидимые глазу инфракрасные и ультрафиолетовые лучи пересекают дорогу на уровне выхлопной трубы автомобиля. На противоположной стороне дороги расположено зеркало, отражающее лучи обратно, к детектору. Поскольку вещества, содержащиеся в автомобильном выхлопе, поглощают свет с определенными длинами волн как в ультрафиолетовой, так и в инфракрасной области, то по изменению интенсивности отраженного луча можно оценить степень загрязнения воздуха. Детектор определяет содержание угарного газа (CO), углекислого газа (CO2), углеводородов, окислов азота и некоторых других веществ. Полученные данные поступают в компьютер, и, если норма токсичных веществ в выхлопе превышена, подается сигнал автоматической фотокамере, которая фотографирует номер автомашины.

Прибор имеет смысл устанавливать в таких местах, где дорога идет с небольшим подъемом, чтобы исключить для автомобиля возможность ехать по инерции. Однако если по результатам такой проверки дорожные службы начнут штрафовать владельцев загрязняющих воздух машин, то возникнет немало споров по поводу справедливости штрафов. Во-первых, водитель не может самостоятельно проверить состав выхлопных газов своего автомобиля. Во-вторых, если две машины проедут одновременно в противоположных направлениях, то невозможно будет узнать, какая из них несет ответственность за загрязнение. Похожая ситуация может возникнуть, если машина едет вслед за грузовиком - его мощный выхлоп не успеет рассеяться, и содержащуюся в нем грязь прибор припишет невиновному. Впрочем, Питер Стрикер из Венского университета в Австрии, который участвовал в адаптации прибора для европейских условий, утверждает, что этой ошибки удастся избежать, если настроить детектор на состав выхлопа, характерный для определенного типа транспортного средства. К числу недостатков этого прибора можно отнести разве что его стоимость - около 150 000 фунтов.