Дешево и сердито


Нефтеналивное пароходство "Волготанкер" придумало, как недорого обновить свой флот, средний возраст которого превышает 20 лет. В течение ближайших пяти лет на 60 танкерах компании будет проведена замена корпусных секций, что "омолодит" каждое судно на 10 лет. Это обойдется в $42 млн - в 10 раз дешевле, чем постройка новых танкеров.

"Волготанкер", пожалуй, самое богатое из речных пароходств, его выручка в 2000 г. составила $135 млн. В этом году оно потратило около $36 млн только на ремонт судов (в основном он заключался в приваривании многочисленных металлических "заплаток" на корпуса). Но, по словам председателя совета директоров "Волготанкера" Александра Александровича, в масштабное строительство нового флота компания не может вкладываться "из-за неочевидности перспектив". Новый танкер класса "река - море" стоит $7 - 8 млн и окупается в среднем за восемь лет. А тарифная политика на транспортном комплексе, по словам Александровича, непредсказуема. Например, по "Волготанкеру" больно ударила августовская отмена международного тарифа МПС, основного конкурента пароходства в борьбе за нефтяные грузы, в частности мазут. Тариф МПС резко снизился, а речники традиционно устанавливают тарифы на 10 - 20% ниже железнодорожных из-за сезонного фактора (зимой реки замерзают).

В такой ситуации управляющая компания "Волготанкер AMC" и сам "Волготанкер" разработали тактическую программу реновации флота. В ближайшие пять лет будет обновлено 60 пароходов, а в перспективе - все 150 "Волганефтей", составляющих основу флота компании. В рамках реновации будут заменяться танки (в каждом танкере 8 танков-отсеков для нефтеналивных грузов) и секции корпуса судна, после чего возраст судна в речном регистре будет снижен на 10 лет. Такое омоложение будет стоить до $700 000 для одного танкера, а всего пароходству предстоит потратить на программу примерно $42 млн. Подрядчики работ - помимо входящих в состав "Волготанкера" судостроительных и судоремонтных подразделений - пока не определены.

Аналитик "Ренессанс Капитала" Андрей Беседин считает появление у "Волготанкера" подобной программы позитивной новостью. "Хорошо, что компания решила позаботиться об обновлении флота. Я думаю, это промежуточное решение, а через 10 - 15 лет "Волготанкер", возможно, аккумулирует достаточно средств для массового строительства новых судов", - рассуждает аналитик. По словам одного из членов совета директоров судоходной компании "Волга-флот", многие пароходства предпочитают глубокий ремонт судов строительству нового флота. "Десятилетних денег - пока флот окупится - в России просто нет, а в тарифе речников не заложены инвестиции", - говорит транспортник. А Александрович из подчеркивает, что судостроительные планы "Волготанкера" не отменяются - "они просто перенесены во времени".