Хватит кормить хищников


Стремление аргентинского правительства любой ценой избежать технического дефолта по внешнему долгу аморально и экономически бессмысленно. После четырех лет спада на фоне упрямого следования фиксированному курсу Аргентина просто не в состоянии экспортировать достаточно продукции, чтобы обслуживать долг. Совокупный размер долга - внешнего и внутреннего - достигает сейчас $155 млрд, что в пять раз больше годового объема экспорта.

До сих пор аргентинские власти уходили от дефолта, перекладывая средства из кармана налогоплательщика в карман держателей облигаций. На прошлой неделе, чтобы внести очередной процентный платеж на сумму $900 млн, правительство конфисковало часть средств у частных пенсионных фондов и вынудило банки раскошелиться на очередную порцию казначейских облигаций. По расчетам Института международных финансов, к концу года Аргентина выплатит иностранным кредиторам $12 млрд, но одновременно капитал утекает из страны. Эти выплаты профинансированы МВФ, Всемирным банком и "группой десяти", иными словами - налогоплательщиками всего мира. Однако даже если каким-то чудесным образом Аргентина все-таки избежит технического дефолта по внешнему долгу, это не будет означать, что правительство выполнило все взятые на себя обязательства. Выделяя свою помощь Аргентине, МВФ и Министерство финансов США выдвинули условие: выплачивая долги иностранным кредиторам, правительство должно было объявить дефолт по своим внутренним обещаниям. Пенсии были сокращены на 13%, многим государственным служащим зарплаты не выплачивались уже по нескольку месяцев, вклады граждан в банках частично заморожены. В результате сильнее всего пострадали самые уязвимые слои общества - малообеспеченные, пожилые, молодые люди, еще не нашедшие работу. Каждый день все больше жителей страны вливаются в число тех 14 млн аргентинцев, которые живут за чертой бедности, т. е. меньше чем на $4 в день. Теперь МВФ вместе с правительством страны готовится нанести еще несколько ударов по простым аргентинцам. МВФ добивается от правительства принятия сбалансированного бюджета на 2002 г., а это будет означать сокращение госрасходов на $7 млрд и увеличение налогов на $4 млрд. Если перевести эти меры в масштабы экономики США, то предлагаемое "затягивание поясов" будет эквивалентно повышению налогов и снижению госрасходов на сумму $400 млрд. То есть каждой американской семье в этой ситуации пришлось бы похудеть на $2500 в год. Совершенно очевидно, что в Аргентине урезание расходов бюджета приведет к дальнейшему росту безработицы, к дальнейшим задержкам по выплатам пенсий, урезанию расходов на образование и другие социальные услуги. И все это для того, чтобы оттянуть неизбежный день "икс" еще на некоторое время и продолжить обслуживание иностранного долга еще несколько месяцев. И с экономической, и с политической точки зрения - это безумие. Конечно, никто не спорит с тем, что бюджет страны выглядит слабо. Но проблема не в самом бюджетном дефиците, а в экономической рецессии, которая и является причиной дефицита. По сегодняшним прогнозам, сокращение экономики Аргентины за период с 1988 г. до конца следующего года составит 10%. Уровень безработицы приближается к 20%. На прошлой неделе было зафиксировано снижение налоговых поступлений на 25% по отношению к тому же периоду прошлого года. Каждое снижение бюджетных расходов углубляло рецессию, усиливало социальную напряженность и способствовало дальнейшему снижению потребительской и предпринимательской уверенности. Запланированные новые сокращения приведут к тем же результатам. Ни МВФ, ни кому-либо еще не пришло бы в голову прописывать подобные мазохистские рецепты развитым странам. Несмотря на то что рецессия сделала американский бюджет дефицитным, никто почему-то не предлагает администрации США повышать налоги. Совсем даже напротив. В Соединенных Штатах идут бурные дискуссии о том, на сколько нужно повысить государственные расходы и на сколько снизить налоги, чтобы помочь экономике преодолеть спад. Делать приоритетом выплату долгов иностранным держателям облигаций в ущерб интересам работающих граждан страны и пенсионеров - это не просто глупо с экономической точки зрения. Это безответственно с политической точки зрения и просто несправедливо. Иностранные владельцы облигаций - это инвестиционные банки, паевые фонды, обеспеченные частные инвесторы, инвесторы-"стервятники", которые скупают рискованные долговые бумаги в надежде на быстрые прибыли. Все эти инвесторы прекрасно отдавали себе отчет в том, что они делают, когда они покупали аргентинские облигации. Вообще говоря, каждый менеджер, который в прошедшем году принимал решение о покупке аргентинских долговых бумаг, видя, как быстро растет их доходность, а стало быть, и риск, прекрасно знал, что дефолт - это не только теоретическая возможность, а вполне вероятный исход. В конце концов 40% -ный спрэд по отношению к американским облигациям означает, что владелец аргентинской бумаги получает в шесть раз больше, чем владелец казначейских облигаций США. Только высокий риск дефолта может оправдать такой разрыв в доходности. Таким образом, те, кто покупал аргентинские облигации, делали рискованные ставки на то, что экономика страны оправится от экономического спада, или на то, что МВФ поможет стране расплатиться, т. е. фактически вернет инвесторам-хищникам их деньги. А может, и на то, что правительство Аргентины неподвластно экономической и политической логике и продолжит платить по долгам. Пока инвесторам удавалось выигрывать в этой рискованной игре. Они получали свои выигрыши за счет налогоплательщиков всего мира, и в особенности простых граждан Аргентины. Так больше продолжаться не могло. (FT, 19. 12. 2001) Ракель Фернандес профессор экономики Нью-Йоркского университета. Джонатан Портес независимый консультант