Лучшее за полцены


Плоды западной цивилизации прививаются у нас на родине по-разному. Что-то со скрипом, а что-то легко. Но уж если пустили корни - то намертво. Западную систему сезонных и предпраздничных скидок и распродаж наши соотечественники полюбили мгновенно. Образовалась даже специфическая категория потребителей, приобретающих одежду только в период сезонных скидок и праздничных распродаж. По словам пресс-секретаря ГУМа Галины Синельниковой, сейлы очень полюбились в том числе преуспевшим в политике и бизнесе москвичкам: "Зная размеры и стилистические пристрастия многих влиятельных женщин столицы, я звоню им и сообщаю, когда в их любимых бутиках начинаются скидки и что есть интересного". Во многих магазинах ГУМа перед Новым годом начинаются рождественские скидки, достигающие 20 - 30%. После праздников скидки мягко переходят в тотальные сезонные распродажи осенне-зимних коллекций со скидками, доходящими до 70%. "Скидки любят все, и я не исключение, - говорит заместитель председателя правления РосЕвроБанка Олег Вершинин. - Скидки специально не ищу по причине хронического дефицита времени, однако могу с полной уверенностью сказать, что при прочих равных условиях быстрей приобрету костюм или рубашку, находящуюся на распродаже. Как человек, для которого считать деньги - профессия, понимаю, что цена со скидкой 50% гораздо ближе к реальной стоимости вещи, и это стимулирует мою покупательскую активность". Дата начала распродаж в фирменных бутиках определяется не в Москве, а в штаб-квартире компании. Как правило, они стартуют одновременно со скидками парижскими и миланскими. Обычно распродажа осенне-зимней коллекции в фирменных лицензионных бутиках Третьяковского проезда, торгового дома "Москва", Столешникового переулка и других фешенебельных магазинах начинается практически одновременно - в середине января. В некоторых магазинах распродажи начинаются раньше. "Все дилеры Hugo Boss придерживаются общей стратегии и тактики в данном вопросе. Хотя владельцы магазинов разные, скидки начинаются в одно время и их размер одинаков - либо 30%, как сейчас, перед Новым годом, либо 50%, как во время сезонной распродажи, - говорит Елена Любезнова, директор по работе с клиентами агентства, ведущего PR-сопровождение этого брэнда на российском рынке. - Причем скидки распространяются на вещи всех категорий - от демократичных до эксклюзивных".

В большинстве магазинов сети Bosco di Ciliegi, по словам руководителя отдела рекламы и PR Ольги Юдкис, распродажа начинается с 1 января со скидками 10 - 15%. В разгар распродажи осенне-зимней коллекции скидки доходят до 50%. В торговом доме "Москва" и в магазинах Третьяковского проезда скидки в этом году начнутся 15 - 20 января. Существует расхожее мнение, что на распродажу попадают товары, неудачно отобранные байером (человеком, осуществляющим закупки), но это не всегда так. "Помимо отбора вещей для коллекции очень важно искусство продавца, общающегося с клиентом, - считает директор ТД "Москва" Алла Вербер. - Как говорят в бизнесе, связанном с модой, если все распродалось - продавцы молодцы, если много осталось - виноват байер. Хотя, если все продалось без остатка, все равно виноват байер - мало закупил".

Существует некая установка, гласящая, что по полной цене должно быть продано 50 - 70% коллекции. Обычно так и происходит. Факторов успеха или провала множество. Как рассказала Вербер, если чуть-чуть сорван график поставок зимних сапог, например, и они поступили всего на две недели позже оговоренного срока, то с большой долей вероятности можно полагать, что сапоги окажутся на распродаже. "Наши клиентки пойдут за ними в другой бутик, так как обычно покупают зимнюю обувь в сентябре - сразу после штудирования свежих журналов мод", - добавила Вербер. По мнению руководителя отдела закупок компании "Русское золото" Александра Бичина, то, какая часть коллекции продается по полной цене, в большей мере зависит от экономической ситуации в стране. "Ошибки байера, погода или форс-мажорные обстоятельства, конечно, также имеют место, но они вторичны", - говорит Бичин.

По словам большинства менеджеров модных бутиков, сегодня можно смело покупать на распродаже понравившиеся вещи, практически не опасаясь того, что в следующем сезоне они окажутся неактуальными. Мода стала более либеральной, гибкой и эклектичной. Именно это обстоятельство позволяет выглядеть вполне достойно в вещах, купленных на прошлогодней (или позапрошлогодней) распродаже. Но лучше на распродажах все же приобретать дорогие и качественные вещи классического толка, например кашемировые свитера, консервативные костюмы, рубашки, обувь. Практически со 100% -ной уверенностью можно утверждать, что в следующей зимней коллекции они появятся снова и практически без изменений. Поэтому вряд ли стоит отказывать себе в удовольствии купить такую вещь за $500 вместо $1000. Однако часть нераспроданной осенне-зимней коллекции с окончанием сезона не уценивается, а убирается до следующей осени - например, классические соболиные шубы. Связано это с тем, что соболь на меховых аукционах год от года только дорожает, а хранение в специальных холодильниках ничуть не снижает его потребительских качеств. Стоит отметить, что никогда не бывает распродаж в бутиках наиболее дорогих и престижных марок, например Brioni. В подобных магазинах действует другая система скидок - скидки для постоянных клиентов. Но это тема для отдельной статьи.