Аудитория Рунета: итоги уходящего года


По данным независимой системы интернет-статистики SpyLog, за уходящий год количество пользователей российского Интернета выросло на 45%. Темпы роста объема регулярной аудитории были еще выше - более 50%. Месячная аудитория (monthly reach) Рунета к концу 2001 г. составила 18,5 млн человек, из которых около 7,5 млн посещают российские сайты в среднем хотя бы раз в неделю. Из числа регулярных пользователей примерно 3 млн приходится на зарубежные страны - ближнее зарубежье (Украина, Прибалтика), а также США, Германию и Израиль. Остальные - это россияне: 1,8 млн жителей Москвы и Подмосковья, около 0,5 млн питерцев, 130 000 жителей Новосибирской области и т. д.

Интернет-портал Rambler считает пользователей иначе. По версии Rambler, пользователи - это те, кто появлялся на российских сайтах хотя бы раз за прошедший месяц. По данным Rambler, с июля 2001 г. российская аудитория Интернета выросла более чем в полтора раза. Количество пользователей в декабре 2001 г. составило 4,5 млн. Прошедший год начался на фоне разговоров о глубоком кризисе "новой экономики" и всеобщем разочаровании в возможностях Интернета. Массовый пользователь Интернета не очень вникал в эти дискуссии, но, как бы то ни было, в конце прошлого года и начале нынешнего рост интернет-аудитории резко замедлился (притом не только в России, но и в целом мире). К началу февраля был преодолен новогодний спад и объем аудитории вернулся на ноябрьский уровень прошлого года. В последующие месяцы вплоть до июня рост не превышал 3% в месяц.

Летом рост прекратился - сыграли свою роль массовые отпуска и каникулы. В августе объем регулярной аудитории сократился до уровня февраля, так что, по сути, весь рост за 2001 г. был достигнут всего за три месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь. Конечно, этот рост во многом был предопределен сезонным фактором - началом нового учебного года, всплеском деловой активности после летнего отпуска и т. д., однако столь высокие темпы роста (+20% в сентябре и +30% в целом за три месяца) вряд ли были бы достигнуты без неожиданного внешнего воздействия - теракты 11 сентября и последующие события сначала вызвали резкий рост спроса в Интернете на новости, а в дальнейшем увеличение активности пользователей распространилось и на другие секторы. Что же касается последних недель, то, как и в прошлом году, в преддверии Нового года рост аудитории замедлился, а затем и вовсе перешел в спад, который, естественно, продлится и первую неделю января.