"Сериалы еще не воспитали грамотного рекламодателя"


На последней "ТЭФИ" в номинациях по кинопроизводству соревновались между собой фильмы ОРТ и, естественно, выиграли. На вопросы "Ведомостей" отвечает Джаник Файзиев - руководитель кинопроектов на ОРТ.

- Оправдывает ли производство многосерийных телевизионных фильмов вложенные в них средства? - Я не люблю деление на большое кино и телевизионное. Да, многосерийные игровые фильмы требуют немалых затрат. Но современное кино сегодня в России - именно в производстве многосерийных фильмов. Отечественное художественное кино еще не спозиционировало себя в прокате. Его чаще снимают не для того, чтобы попасть в прокат, не для зрителей, а для разговора с самим собой. Кто нашел деньги - снял, что задумал много лет назад. Если верить статистике, игровой отечественный фильм смотрит максимум миллион человек. На телевидении же аудитория даже при худших показателях рейтинга - десятки миллионов человек. С этой точки зрения мы снимаем коммерческое кино. Рейтинг показывает, что политика канала верная.

- А с коммерческой точки зрения? - ОРТ не тратит деньги налогоплательщиков. Мы производим телесериалы только из тех средств, которые канал зарабатывает сам. Но поскольку мы отдаем себе отчет, что вложенные в производство многосерийных игровых фильмов деньги скорее всего не вернутся быстро, мы понимаем, что просто сделали приятное людям, сняли фильм, который все посмотрели.

- Но можно же использовать рекламу по принципу Джеймса Бонда - product placement...

- Все рекламодатели делятся на две категории - первая считает это пустой тратой денег, вторая полагает, что в этом что-то есть, но лишь полагает. Невозможно точно вычислить аудиторию, которая смотрит конкретный сериал, ее платежеспособность, и рекламодатели предпочитают тратить деньги на прямую рекламу - показывается продукт, рассказывается о его достоинствах. Им это стоит немалых денег, но зато они знают, что точно достигают цели.

- Но ведь не секрет, что рекламные паузы сейчас уже народ использует для собственных домашних дел... А в фильме героиня открывает холодильник, герой пьет пиво и т. д. Все марки запоминаются подсознательно, не раздражая...

- Мне тоже так кажется, но рекламодатели в это почему-то мало верят. Наши сериалы еще не воспитали грамотного рекламодателя. Но с другой стороны, как режиссер, могу сказать, что для меня это и к лучшему. Никто не стоит за моей спиной и не требует, минуя актрису, фокус навести на марку кофеварки. Тут есть масса подводных камней. В голливудских контрактах существует отдельный пункт, что присутствие предоставленных товаров и продуктов в окончательном монтаже не гарантируется. Наш рекламодатель совсем не готов к этому.

- Но тем не менее ОРТ вкладывает деньги и в масштабные исторические фильмы. Говорят, например, что "Азазель" стоил не меньше чем $200 000 за серию.

- Для сериала, конечно, это огромные деньги. Но если учесть, что съемки проходили в Праге, что нужен был реквизит, костюмы и интерьеры ушедшей эпохи, то получается, что на съемки четырехсерийного фильма "Азазель" по роману самого популярного сейчас писателя Бориса Акунина ушло значительно меньше, чем $1 млн, когда в "большом" кино подобная двухчасовая картина потребовала бы не меньше пары миллионов долларов.

- Как формируется пакет проектов на ОРТ? - Мы все время пытаемся сохранять максимально широкий жанровый спектр. Главная установка - кино массовое, кино для прайм-тайма. Отбор очень жесткий. В год мы снимаем около шести многосерийных художественных фильмов. Это, конечно, пока немного. Но это связано и с нашими возможностями и в большей степени зависит от сценарного портфеля. Предложений много, но сценаристы в основном не умеют писать так, чтобы это было интересно для широкой аудитории, не держат жанр, не выписывают характеров. Много и просто графоманских предложений. В день я прочитываю по три серии. КПД - не больше 0,2%. Но это нормально. Попадается очень интересный проект, но очень дорогой, а бывает, что не менее хороший проект, но он не совпадает со временем или не для широкой публики. Такие мы откладываем. Должно сойтись много обстоятельств, чтобы мы запустили в производство. Решения принимаем коллегиально с Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым. Есть еще одна особенность, которую диктует статус нашего канала. ОРТ как общенациональный канал не может себе позволить рисковать. Мы работаем не с дебютантами, а приглашаем режиссеров, которые уже имеют опыт, авторитет в кинопроизводстве. Потому у нас Владимир Хотиненко снимает продолжение "Знатоков" с теми же авторами Лавровыми. Потому мы работаем с Александром Миттой, Сергеем Газаровым. Надеюсь, будем работать с Тимуром Бекмамбетовым, известным по своим рекламным историческим роликам банка "Империал", над сериалом социальной фантастики "Ночной дозор" по Сергею Лукьяненко. - Чем же телевидение может привлечь маститых режиссеров? Денег на производство мало, а график и контроль производства очень жесткий.

- Режиссеры, работая у нас, получают возможность работать с хорошей литературой и, главное, охватывать такую аудиторию, что кинопрокат дать пока не может.