БИЗНЕС-ЛАНЧ С "ВЕДОМОСТЯМИ": Максималист Тамаз Мчедлидзе


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Люди, начинавшие свой бизнес с нуля и достигшие в нем определенных высот, как правило, не признают стандартных путей и не останавливаются на достигнутом. Таков и Тамаз Мчедлидзе, президент медицинской ассоциации "Меди" - одной из крупнейших в России. С главой "Меди" мы обедаем в японском ресторане "Сакура". Не проходит и четверти часа, как мой по-южному темпераментный собеседник заполняет собой все помещение - беспрерывно что-то рассказывает, жестикулирует, смеется. Глядя на этого солидного человека, известного петербургского предпринимателя, я легко могу представить себе 18-летнего юношу, приехавшего из небольшого грузинского городка Хашури, сателлита Боржоми, в Ленинград. Все дело, наверное, в блеске глаз, который он сохранил и через 20 с лишним лет. Тамаз хотел поступать в Военно-медицинскую академию, как за несколько лет до него сделал брат. Начитавшись фантастических романов Александра Беляева, он мечтал заниматься нейрофизиологией. Но брат отсоветовал: "Чтобы чего-то достичь в нейрофизиологии, надо основать научную династию. И тогда через два-три поколения могут появиться результаты. А ты ведь любишь, чтобы все было быстро". Тамаз решил специализироваться на челюстно-лицевой хирургии - тогда пластические операции только входили в моду, в Грузии работал знаменитый хирург Вахтанг Хуцидзе. Но первые несколько недель, проведенные на сборах в Военно-медицинской академии, заставили изменить планы. "Я понял, что военной дисциплины шесть лет не выдержу, и поступил на стоматологический факультет Первого медицинского института", - рассказывает он.

Однако надежды заниматься челюстно-лицевой хирургией Тамаз не оставлял несколько лет. И только на четвертом курсе, когда поставил первую в своей жизни пломбу, по-настоящему полюбил свою профессию.

Мчедлидзе рассказывает, что в институте учился хорошо, а вот вел себя "нестандартно": манкировал общественной работой, подкалывал комсомольских активистов - одним словом, проявлял свободолюбие. Или ребячество. Несколько раз был на грани отчисления. На первом курсе - из-за столкновения с милиционерами, которым не понравилось, что студент, приглашенный на день рождения однокурсника в ресторан роскошной ленинградской гостиницы "Астория", стал ухаживать за финской туристкой. Медицинскую карьеру будущий основатель "Меди" начал в одной из стоматологических клиник Ленинграда, затем работал в Архангельской области, в системе МВД. Там ему приходилось заниматься не только стоматологией. "В радиусе 200 км не было не то что врача, но даже медсестры. Я только что роды не принимал", - вспоминает он. Врачевать раны, ожоги, ревматизм и другие болезни помогало старинное средство на основе сосновой смолы - его рецепт в семье Тамаза передается из поколения в поколение. В 1989 г. Мчедлидзе вернулся в Грузию и открыл собственный стоматологический кабинет. За два года накопил денег, чтобы открыть клинику в Петербурге. "Я во сне видел, какие там будут стены, потолки", - вспоминает он. Холл представлялся чуть более затемненным, а кабинеты - по контрасту - освещенными более ярко, чтобы создать в помещении ощущение стерильности. Ремонт помещения, об аренде которого договорился с комитетом местного самоуправления, он делал сам с помощью двух рабочих. Как и многие руководители, Мчедлидзе все хочет делать сам. И делать лучше всех. В течение семи лет, когда создавалась система клиник "Меди", ее руководитель параллельно с бизнесом вел прием пациентов, ставил пломбы и коронки. "Я чувствовал такое блаженство, когда пациент уходил довольный", - говорит он. Стоматологическую практику Мчедлидзе оставил только в 1998 г. "Когда реже работаешь, рука уже не та. И я решил не похабить свою специальность. Тем более я слишком занят и не могу работать постоянно. Значит, пациент должен подстраиваться под меня. Но это идиотизм, это верх наглости - он платит деньги, да еще должен подстраиваться", - объясняет Мчедлидзе.

Он делит свой профессиональный путь на три этапа. Сначала был врачом, потом стал директором клиники, теперь управляет корпорацией, которая включает 11 стоматологических клиник, клинику эстетической медицины, центр лазерной коррекции зрения, отделение семейной медицины, три зуботехнические лаборатории, рентгенодиагностический центр, частный стоматологический институт повышения квалификации врачей и фармпроизводство. "Чем дальше, тем менее чувствую себя профессионалом, - признается он. - Вот в стоматологии я чувствовал себя как рыба в воде. А в управлении нужен другой тип общения - более жесткий, менее духовный". Говорят, что каждому человеку судьба дает равное количество шансов. Но люди делятся на три категории: тех, которые угадывают все сигналы, тех, кто угадывает только часть, и, наконец, неудачников, которые не способны увидеть ничего. Мчедлидзе, похоже, из первых. История его бизнеса - это цепь счастливых случайностей, каждая из которых повлекла за собой новые удачи. В 1993 г. стоматологическая клиника "Меди" открылась на Невском проспекте. Право долгосрочной аренды помещения было выставлено на тендер. Первый конкурс сорвался - один из участников предложил $1 млн, но не заплатил. А на втором конкурсе предпочтение было отдано тому, кто имел опыт создания медицинского учреждения, - компании Мчедлидзе. До 1999 г. "Меди" развивалась на собственные средства. Исключение было сделано только один раз - в 1994 г. американская компания IP Dental предоставила новой клинике Мчедлидзе товарный кредит на сумму $800 000 под 20% годовых. Американцы - братья Макбрайт - собирались выпускать стоматологическое оборудование на одном из петербургских военных заводов. Один из братьев - профессиональный врач - познакомился с Мчедлидзе. "Отношения были настолько доверительными, что оборудование уже приходило на таможню, хотя кредитного договора не было", - вспоминает Тамаз. Потом, уже в Америке, во время заседания комиссии Собчака - Киссинджера, Макбрайт представил Тамаза Мчедлидзе мэру Петербурга Анатолию Собчаку. После возвращения из США Собчак приехал посмотреть клинику и стал пациентом "Меди". Мчедлидзе, который защитил докторскую диссертацию по организации здравоохранения и является профессором кафедры медицинского менеджмента в институте "Меди", уже давно выработал собственную бизнес-идеологию. Ее основа - максимализм, стремление к лучшему и преданность пациенту. "Думать только о зарабатывании денег - значит жить сегодняшним днем. В рыночных условиях пациент придет ко мне, только если я буду предан ему до мозга костей. Нельзя видеть во рту пациента доллары", - говорит Мчедлидзе. Тем не менее у "Меди", чья реклама заполонила петербургские телеканалы и глянцевые издания, сложился имидж клиники сверхдорогой. Похоже, ее владельца это не волнует: "Если ко мне идут, значит, рынок мне позволяет держать высокие цены, значит, на меня есть спрос".

Сейчас в компании работает около 100 стоматологов. Каждый год они должны сдавать несколько экзаменов, получать категорию - от этого зависит их заработок.

"Чтобы удержать свой уровень, чтобы не уходили пациенты, я стараюсь еще больше, - признается Тамаз. - Рынок заставил меня дрессировать себя изо дня в день". Теперь Мчедлидзе собирается перенести это свое ноу-хау в Москву, где он открывает свою первую клинику. "В Москве много денег, но в московских клиниках нет этой дрессуры - они снимают сливки, - считает он. - Здесь попробуй сделай кому плохо - за ним 10 пациентов не придет. Мы будем брать Москву любовью, преданностью пациенту - это наше конкурентное преимущество". Рамки стоматологии уже давно стали тесными Тамазу Мчедлидзе. Он не был бы собой, если бы не запатентовал фамильный рецепт целебного средства. Теперь это мазь "Биопин", которая выпускается на собственном фармацевтическом производстве. Затем он открыл в своей ассоциации новые направления - косметологическое и лазерной коррекции зрения. Я замечаю, что оба этих направления рассчитаны не на бедных, и предполагаю, что следующим шагом может стать психотерапия или психоанализ. "А у нас уже есть эта составляющая в эстетической медицине, - говорит Мчедлидзе. - Когда пациент просит изменить внешность, мы помогаем ему максимально разобраться в себе. Оказывается, что проблемы у него не на лице, а в голове - он через внешность хочет изменить свою жизнь, избавиться от невзгод". Критерии красоты расплывчаты, так что в области пластической хирургии особенно важна нравственность. Мой собеседник утверждает, что с помощью психологов удается отговорить 20 - 25% потенциальных пациентов, которым на самом деле не нужна коррекция внешности. То есть не все, кто приходит, попадает под скальпель. "Если человеку не показана такая операция и я ему откажу - моя цена возрастет. А в рыночных условиях репутация превыше всего, - говорит он. - Деньги можно зарабатывать двумя путями: стоять в подворотне и бить людей по голове или приносить пользу - люди заплатят деньги и еще будут благодарны".