Курильщикам покажут страшные картинки


РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО - Уже в конце января бразильских курильщиков, купивших пачку сигарет, ожидает малоприятное зрелище. На пачке, к примеру, может быть изображен истощенный младенец, которого кормят через желудочный зонд. А под фотографией будет написано, что курение может вызвать преждевременные роды у женщин и привести к возникновению астмы у младенцев.

Правительство Бразилии обязало табачные компании размещать на одной стороне пачки сигарет подобные фотографии и сообщения о различном вреде, наносимом курением. После ряда мер, уже введенных правительством, продавать сигареты в Бразилии стало сложнее, чем в США, ЕС и вообще где бы то ни было. Требование размещать на пачках сигарет устрашающие картинки до сегодняшнего дня было введено только в Канаде.

Помимо использования "наглядной агитации" правительство Бразилии потребовало от табачных компаний снижения уровня содержания смол и никотина в их продукции. Кроме того, правительство ввело с начала января запрет на использование на пачках сигарет слов "легкие" и "мягкие". Примечательно, что в странах ЕС подобный запрет планируется ввести только через год. А в прошлом году бразильское правительство установило на рекламу табачной продукции такие ограничения, которые по праву можно назвать самыми суровыми в мире. Реклама сигарет запрещена практически везде, кроме мест их продажи. Сигареты нельзя рекламировать даже на бразильских сайтах в Интернете.

При этом табачная промышленность исторически играет значительную роль в экономике Бразилии. Сама страна является третьим в мире производителем табачных изделий и первым в мире экспортером табачного листа. Выращиванием табака зарабатывают себе на жизнь около 2 млн бразильцев, в основном это мелкие фермеры. Продажи табачной продукции пополняют государственную казну: с каждого доллара стоимости сигарет взимается 70 центов налога. А компания Souza Cruz, бразильское подразделение табачного гиганта British American Tobacco, является главным корпоративным налогоплательщиком Бразилии.

Табачные компании защищаются и делают это довольно успешно. После введения ограничений на рекламу они мобилизовали фермеров и снизили цены на популярные марки. Souza Cruz, которая контролирует 80% бразильского рынка, продала за первые девять месяцев действия ограничений на 6,3% больше сигарет, чем в аналогичный период предыдущего года.

Souza Cruz также начала строить комнаты для курения, оснащенные самым современным оборудованием для кондиционирования, которое практически мгновенно очищает воздух. А американский табачный гигант Philip Morris начал широкомасштабную маркетинговую кампанию, которая должна встроить марку Marlboro в бразильскую поп-культуру. (WSJ, 16. 01. 2002)