Закрытое небо


British Airways и American Airlines отказались от планов создания совместного трансатлантического предприятия. Цена сделки оказалась слишком велика: условия, поставленные регулирующими органами, компании сочли невыполнимыми.

British Airways и American Airlines уже пять лет пытаются укрепить свое сотрудничество. Целью очередной попытки было создание альянса, который бы позволял координировать цены и расписание полетов и оптимизировать расходы. В пятницу Министерство транспорта США дало компаниям зеленый свет, но обязало их предоставить американским конкурентам взлетно-посадочную полосу в Хитроу для 16 рейсов в день. Потенциальные партнеры ожидали, что министерство обяжет их предоставить конкурентам 11 - 12 рейсов в день. Однако, когда их оказалось 16, оба перевозчика немедленно решили, что выгоднее вести бизнес поодиночке. Одновременно отпала необходимость обсуждать перспективы "соглашения об открытом небе" между США и Великобританией (Министерство транспорта поставило условие обеспечить "открытое небо" другим компаниям этих стран в случае заключения сделки). "Условия, поставленные американским правительством, обессмысливают сделку в глазах обеих компаний, - написали в совместном заявлении Доналд Карти, исполнительный директор AMR (материнская компания American Airlines), и Роб Эддингтон, генеральный директор British Airways. - Мы не можем согласиться на эти, с нашей точки зрения, нереалистичные и избыточные требования. Эта цена представляется нам слишком высокой".

Американские власти преследовали цель сохранить условия свободной конкуренции на рынке трансатлантических авиауслуг: мегаальянс крупнейшего мирового авиаперевозчика с крупнейшим европейским привел бы к монополизации воздушного сообщения между Нью-Йорком и Хитроу. Двум компаниям и сейчас принадлежит 65% рейсов на этом маршруте, который по ныне действующему американо-британскому соглашению открыт только для четырех компаний этих стран - British Airways, American Airlines, United и Virgin Atlantic. В трансатлантическом воздушном пространстве преимущество все равно остается у American и British Air. По мнению аналитика UBS Сэмюэла Баттрика, в краткосрочной перспективе American и British Air все равно окажутся в выигрыше, так как Хитроу останется закрытым аэропортом. Однако в долгосрочной перспективе они будут нести потери, не имея равных с конкурентами возможностей создания альянсов.

Хотя компании пообещали продолжить сотрудничество, аналитики предсказывают, что British Airways может заняться поисками другого американского партнера. (WSJ, 28. 01. 2002)