Удастся ли "Росрезерву" реализовать свой проект по закупке 5 млн т излишков нефти?


Глава "Росрезерва" Александр Григорьев заявил, что его ведомство готово закупить у нефтяных компаний 5 млн т сырой нефти. Участники рынка прогнозируют, что в результате подобной государственной интервенции цена нефти на внутреннем рынке значительно увеличится.

Если план "Росрезерва" осуществится, то, на мой взгляд, это будет одним из бесполезных проектов. Этот резерв можно заполнить достаточно быстро, но исходя из планов добычи на этот год и существующих экспортных ограничений такой резерв не спасет сложившуюся ситуацию надолго. Пройдет несколько месяцев, и рынок снова будет затоварен. И существует только два решения этой проблемы: либо сокращать добычу, либо увеличивать экспорт. Смысл создания резерва может быть только в странах нетто-импортеров, и нужен он для того, чтобы избежать проблем с поставками в эти страны нефти и чтобы регулировать цены на внутреннем рынке. В России, являющейся по добыче нефти второй страной в мире, по определению сложностей с поставками нефти быть не может. Проблема при создании этого резерва заключается и в том, что запасные мощности, необходимые, чтобы заполнить 5 млн т резерва, не смогут появиться в ближайшее время. В то время как потребность в этом резерве существует уже сейчас, в конце этого квартала - начале следующего. К тому же еще не ясно, по каким ценам государство будет выкупать нефть у нефтяных компаний.

Владислав Метнев

В результате перепредложения на рынке цены на нефть упали на 150%, а на нефтепродукты предполагается снижение на 20 - 40%. Чтобы снять напряжение в ближайшие пару кварталов, дополнительный спрос со стороны государства на внутреннем рынке полезен. Естественно, этот шаг не решит всех проблем. Можно предположить, что многие компании захотят увеличить загрузку своих заводов; дополнительная нефть также пойдет на экспорт, и 5 млн т госрезерва улучшат положение на рынке. С другой стороны, с точки зрения государства это прокомпанейская политика, т. к. государству, являющемуся экспортером нефти, стратегический запас не нужен. Создание этого резерва выгодно только компаниям. Государство этим проектом поддерживает компании и создает возможность для дальнейших переговоров с ОПЕК. Сейчас есть надежда, что во второй половине года будет рост спроса и тех действий, которые предприняли ОПЕК и прочие независимые производители нефти, будет достаточно, чтобы цены на нефть в мире выросли. Благодаря созданию резерва российские нефтяные компании смогут без серьезных потерь ожидать подъема цен на нефть.

Константин Резник

С экономической точки зрения государству нет резона субсидировать одну из самых состоятельных отраслей экономики, но это очень выгодно нефтяным компаниям, которые получают гарантированный рынок сбыта для накопленных излишков сырья и рост цен на внутреннем рынке. Также это выгодно Минэнерго, глава которого ранее работал в Госкомрезерве. Я не исключаю, что часть этой нефти из резерва после улучшения ситуации на рынке может быть реализована на экспорт, например, через недавно созданную министерством компанию "Госкомресурс". Не исключено, что та разница в цене, по которой нефть будет покупаться у компаний и продаваться потом за границу, будет обыграна как некая госпрограмма по инвестированию в новые технологии нефтедобычи на малодебитных месторождениях.

Михаил Перфилов

Если политическая воля будет проявлена - а г-н Христенко уже поддержал этот проект, - то, безусловно, эта идея будет воплощена в жизнь. Причем малой кровью, потому что предполагается использовать уже существующие емкости для хранения нефтепродуктов, которые можно очень быстро модернизировать. Государству очень выгодно создать подобный резерв: во-первых, потому, что, закупив 5 млн т на внутреннем рынке по 1000 руб. за тонну, государство возвращает цены на внутреннем рынке на прежний, докризисный уровень - $13 - 14 за баррель. При такой цене компании будут продавать эту нефть не только государству, а будут торговать друг с другом. А это означает поступление налогов, потому что 45% от объема продаж - это налоги для государства. Во-вторых, закупив нефть по $5 за баррель (1000 руб. за тонну) и продав в случае необходимости на экспорт по $17 за баррель, государство получит дополнительную прибыль. Таким образом, государство гарантирует стабильность на внутреннем рынке и высокие налоговые поступления внутри России, а также возможность использовать этот резерв на внешнем рынке. Еще один довод в пользу этого проекта: Россия - одна из немногих нефтеизбыточных стран, у которой нет своего резерва.

Геннадий Красовский

Геннадий Красовский