ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Неудачники


После мюнхенских переговоров с заместителем министра обороны США Полом Вулфовитцем глава российского военного ведомства Сергей Иванов достаточно категорично высказался против проведения антитеррористической операции в отношении Ирака, Ирана и Северной Кореи - стран, которые в недавнем выступлении американского президента Джорджа Буша были обозначены как наиболее угрожающие национальным интересам Соединенных Штатов. Иванов был абсолютно конкретен: Россия не располагает никакими сведениями о том, что правительства этих стран поддерживают международный терроризм.

С Сергеем Ивановым можно было бы и поспорить, тем более что в Багдаде и Тегеране никогда своих симпатий к террористическим организациям не скрывали. Но, думается, у министра обороны больше информации, чем у журналистов. Реверанс в сторону "традиционных союзников" был нужен Иванову для того, чтобы закамуфлировать новый пересмотр внешней политики России, с которым были ознакомлены участники мюнхенской Международной конференции по вопросам безопасности. Когда министр обороны говорит о необходимости адекватного применения военной силы в борьбе с международным терроризмом, это еще можно счесть просто объяснением российской поддержки операции в Афганистане и российских действий в Чечне, которые на Западе как раз и критикуют за неадекватность. Но Сергей Иванов пошел гораздо дальше, сказав о "неудачниках", находящихся у власти в отдельных странах, которые становятся легкой добычей терроризма.

После этого упоминание о принципах международного права выглядит уже дежурной фразой. До недавнего времени Москва противопоставляла американской идее военного вмешательства в дела правительств, представляющих угрозу международной стабильности и собственному народу, примат национального суверенитета. Именно так было в ситуации с акцией НАТО против Югославии - первой международной операцией против легитимного режима суверенной страны (напомню, что "Буря в пустыне" была акцией по освобождению оккупированного Саддамом Хусейном Кувейта, а режим "Талибана" в Афганистане не считался легитимным и антитеррористическая коалиция опиралась на поддержку формально законного правительства страны). Но теперь российская позиция существенно сблизилась с американской: любого диктатора, поддерживающего международный терроризм, можно легко объявить "неудачником" и адекватно применить против него силу. Это именно тот порядок, которого добивался Вашингтон и против которого выступала Москва. Но, вероятно, теперь в Кремле решили, что лучше присоединиться к уже складывающемуся новому миропорядку, чем выступать против него без какой-либо надежды на успех.

О судьбе международного права тоже можно не беспокоиться: удачливые перепишут его таким образом, чтобы оно не ограничивало возможностей борьбы с "неудачниками". Именно поэтому "традиционным союзникам" Москвы не стоит обольщаться: важно не отсутствие у Сергея Иванова информации об их связях с террористами, а концептуальный подход России. А он не сулит "неудачникам" никаких перспектив...