Тромбоз - болезнь классовая


Более 20 британских авиакомпаний могут быть привлечены к ответственности по многомиллионному иску в связи с "синдромом экономического класса". Сотни пассажиров утверждают, что длительные перелеты вызвали у них тяжелое заболевание вен. В минувший четверг Высокий суд в Лондоне разрешил придать иску статус классового.

Статус классового иска еще должен быть утвержден председателем Высокого суда. Феномен, получивший название "синдром экономического класса", заключается в том, что после длительных перелетов у некоторых пассажиров обнаруживался или обострялся тромбоз глубоких вен нижних конечностей (ТГВ), вызванный повышением свертываемости крови. Пострадавшие утверждают, что причиной тому - маленькие расстояния между креслами, ограниченность в движении и невозможность размяться в салонах самолетов.

Адвокаты, представляющие интересы пассажиров, относятся к делу как к показательному процессу. По их мнению, придать иску статус классового не составило труда, поскольку разброс индивидуальных обстоятельств в подобных случаях был минимальным. "Это историческая победа", - торжествует Фэррол Кан, директор Института проблем здоровья на авиатранспорте. Кан настаивает на том, чтобы пассажирам с целью профилактики выдавали специальные "носки для полетов" и небольшую дозу аспирина, уменьшающего свертываемость крови.

Интересы пострадавших представляет адвокатская контора Collins Solicitors. В четверг Дес Коллинз, один из партнеров фирмы, сообщил, что к настоящему моменту подано уже более 300 индивидуальных исков и число их постоянно растет (неделю назад было всего 230 - 250). По расчетам Коллинза, до суда дело может дойти через год-полтора.

Кан также сообщил, что в одном его институте имеется информация о 300 случаях заболевания ТГВ (в том числе о 50 с летальным исходом). По его подсчетам, количество индивидуальных исков в составе классового может достичь 1000.

Представители авиалиний отрицают наличие связи между перелетами и образованием опасных для жизни тромбов. Тем не менее пассажиров перед полетом начали предупреждать о потенциальной опасности.

Авиакомпания British Airways приветствовала решение суда, которое поможет внести ясность в вопрос о ТГВ, учитывая растущий поток жалоб. Однако за неимением неопровержимых доказательств связи авиаперелетов с ТГВ компания будет по-прежнему отклонять жалобы. Медицинские исследования в этой области пока не дают однозначных результатов. Всемирная организация здравоохранения планирует провести более масштабное исследование, однако подобная работа займет по меньшей мере два года. (FT, 31. 01. 2002)