Убит рекламный магнат


Поздно вечером во вторник был убит гендиректор крупнейшего в Москве агентства наружной рекламы "Атор" Владимир Каневский. Его коллеги, в прошлом году резко критиковавшие "Атор" за нежелание отказываться от запрещенной законом рекламы алкоголя, шокированы.

Убийство произошло около 10 вечера на Конюшковской улице, недалеко от Московского зоопарка. Mercedes Каневского остановился у светофора. К машине подошел киллер, открыл дверь, несколько раз выстрелил в бизнесмена из пистолета и скрылся. Преступнику не смогли помешать ни двое охранников, которые были в машине с директором "Атора", ни тем более два телохранителя, ехавшие следом в другом автомобиле.

Рынок наружной рекламы, основные обороты которого приходятся на Москву, вырос в прошлом году на 67% - гораздо сильнее других сегментов рекламного рынка. Вклад "Атора" в этот рост был значительным. По данным "Эспар-Аналитика", компания в прошлом году была лидером рынка. Ее оборот составил $26,9 млн, на $3,7 млн больше, чем у ближайшего конкурента - входящей в империю Руперта Мердока News Outdoor Russia. "Произошла ужасная вещь, - сказал вчера глава News Outdoor Максим Ткачев. - Никакие конфликты вокруг рекламных щитов не стоят того, чтобы разрешать их ценой человеческой жизни".

"То, что рынок наружной рекламы так сильно вырос за прошлый год, во многом стало заслугой Владимира Семеновича [Каневского], - говорит Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА). - Он сумел создать свою империю, в которой работали сотни человек, отстаивал свои принципы". Интересно, что РАРА в прошлом году исключила "Атор" из своих рядов за строптивость. Больше ни одно агентство в Москве не соглашалось размещать рекламу алкогольных напитков - ведь Министерство по антимонопольной политике доказало в суде, что это незаконно. "Атор" же, по оценке "Эспар-Аналитика", формировал за счет алкогольной рекламы не менее 6% своего оборота.

В последнее время бизнес "Атора" оказался под угрозой. Московские власти заявили о намерении уменьшить число рекламных щитов в центре города. А компания Каневского как раз является крупнейшим владельцем биллбордов формата 3 х 6 м, расположенных в пределах Садового кольца. Но коллеги Каневского не считают, что его убийство было как-либо связано с планами мэрии. У "Атора" были прекрасные отношения с городскими властями, отмечает Евстафьев.

В поисках мотива преступления следователи непременно изучат структуру собственности "Атора". Она весьма непрозрачна. В базе данных Московской регистрационной палаты единственным учредителем "Атора" значится некий Николай Лагодюк. Между тем на рекламном рынке известно, что крупным акционером группы "Тихая гавань", в которую входит "Атор", является группа "Плаза", возглавляемая и контролируемая Умаром Джабраиловым. Прошлым летом по рынку поползли слухи, что Джабраилов продал свои акции менеджерам "Тихой гавани", но "Плаза" опровергла эту информацию, опубликовав пресс-релиз в профессиональном интернет-издании outdoormedia.ru. Пресс-релиз косвенно подтверждает, что Джабраилов - совладелец "Тихой гавани"/"Атора".

Вчера представители группы "Плаза" от каких-либо комментариев отказались. А Михаил Лернер, давний бизнес-партнер Каневского и один из руководителей "Атора", весь день не отвечал на звонки.

Кто бы ни "заказал" Каневского, его убийство способно несколько затормозить рост рынка наружной рекламы, на который в последние годы пришло несколько серьезных иностранных инвесторов. "Убийство человека такого масштаба не может не сказаться на развитии рынка", - полагает Павел Шмидт, заместитель руководителя управления наружной рекламы города Москвы.