Красота - это страшная сила


Линдберг - один из самых прославленных фотографов моды, обласканный прессой, осыпанный всевозможными наградами, показавший свои персональные выставки во всех более-менее крупных центрах моды - от Милана до Нью-Йорка и Токио. Наконец он добрался до нас, и не просто до Москвы, а до ГМИИ им. Пушкина - музея радикально консервативного. Выставку стоило организовать, чтобы только увидеть, с каким энтузиазмом директор музея Ирина Антонова будет рассуждать о моде (это как если бы ведущий МТV вдруг прочел лекцию о Серене Кьеркегоре) и разбирать фотографии Линдберга с точки зрения формально-стилистического анализа. Но все течет, все изменяется: консерватизм - из тех ценностей, с которыми никогда не поздно расстаться.

Вернисажу предшествовала пресс-конференция. Она затянулась на час, и все сошлись во мнении, что Линдберг - певец красоты и живой классик и это большая честь - представлять его в Москве. Сам виновник торжества, 58-летний немецкий фотограф с внешностью скандинавского моряка, держался скромно. Улыбка играла на его мужественном загорелом лице, он просил задавать вопросы и пожелал всем приятных впечатлений от выставки. Вопросы не заставили себя ждать: "Что для вас красота? " и "Что для вас глаза? " - и все в том же духе. "Я люблю женщин! " - оригинально отвечал Линдберг, и было ясно, что ему в женщинах важно все - и глаза, и красота. В общем, восторженное безумие, свойственное индустрии моды, мгновенно проникло в стены классического музея и громко о себе заявило.

После этой веселой преамбулы выставка приятно ошеломила. Во-первых, размерами экспонатов: черно-белые фотографии в человеческий рост, лица крупными планами и такого масштаба, что, кажется, в рот можно прыгнуть. Во-вторых, своей вопиющей негламурностью. Самые выразительные героини - в веснушках, самые эффектные позы - закрученные кренделем коленки у манекенщиц, самые ударные пейзажи - захламленные городские кварталы или пустынный берег. Некто (лица не видно), делающий гимнастическую растяжку, - портрет Мадонны. Такую черно-белую съемку обычно вставляют в толстый глянцевый журнал, чтобы разбавить невыносимую сладость всех остальных материалов. Линдбергу позировали почти все топ-модели 1990-х и еще куча знаменитостей (Мадонна, Шарлотта Ремплинг, Бред Питт, Эшли Джад, Ума Турман и проч.), но он искал не красоту, а выразительность, драматизм. Не случайно барбиобразная Клаудиа Шиффер в число его героинь не попала. А одна из излюбленных моделей Линдберга - Татьяна Патиц - похожа на актрису итальянского неореализма.

Линдберг очень поздно стал знаменит - быть может, его личный опыт, его backgroud позволили так успешно противостоять фэшн-стандартам, упорно гнуть свою линию и, наконец, убедить всех, что красота - это как раз отступление от нормы. Он родился в Восточной Германии, в 15 лет бросил школу и занялся оформлением витрин, много путешествовал, учился на дизайнера, фотографией занялся в 27 лет, а первый успех пришел к нему ближе к 35. Зато сегодня он снимает кино (о Пине Бауш, о Тине Тернер), делает рекламу ведущим домам моды, публикуется в глянцевых журналах по всему миру - возможности его творческой реализации практически неограничены. Выставка открыта по 10 марта.