Кино подешевело


Голливуд потратил в прошлом году на производство фильмов на 13% меньше, чем за год до этого. Но продюсерам от этого не легче: теперь им приходится увеличивать свои расходы на рекламу новых кинолент.

К этому неутешительному заключению пришли исследователи Американской ассоциации кино (АКК) - организации, объединяющей семь ведущих голливудских киностудий. По их данным, средние расходы на кинопроизводство упали в Голливуде до самого низкого уровня за период после 1996 г.

Поскольку конгломераты, владеющие главными американскими киностудиями, требуют от них сокращения расходов, в 2001 г. средние затраты на производство голливудского фильма упали по сравнению с предыдущим годом на 13% - с $54,8 млн до $47,7 млн. Однако средние расходы на продвижение фильма выросли примерно на 14% и составили $31 млн. Главным образом это увеличение приходится на расходы на телевизионную рекламу. Таким образом, общая стоимость производства и рекламы фильма упала в прошлом году на 4% и составила в среднем $78,7 млн.

Очевидно, что реальная проблема для киностудий - не столько стоимость производства фильмов, сколько стоимость их продвижения. При этом маркетинговые расходы определяются факторами, не зависящими от воли студии (например, стоимость рекламного времени на телевидении).

По данным АКК, около 25% рекламных расходов средней голливудской студии приходится на телесети, еще 17% - на местные телевещательные компании, 20% - на кабельное телевидение, радио- и наружную рекламу. Несмотря на все разговоры о широком использовании Интернета для раскрутки современных фильмов, на долю онлайновой рекламы приходится всего 1,3% общего маркетингового бюджета киностудий. Совокупный объем кассовых сборов в пределах Соединенных Штатов составил в 2001 г. $8,4 млрд, на 9,8% превысив показатель предыдущего года ($7,67 млрд). Отчасти такой рост объясняется повышением за тот же период на 4,9% средней цены на билеты в кинотеатрах, которая сейчас составляет $5,66. Количество посетителей киносеансов (высчитываемое путем деления кассовых сборов на цену билетов) также возросло на 4,7% и составило 1,49 млрд. Для сравнения: в 2000 г. американские кинотеатры посетили 78 млн человек. Впрочем, отчасти такие высокие показатели обеспечивает "костяк" завсегдатаев, которые за последний год стали ходить в кино еще чаще. Так что, возможно, речь не идет о реальном увеличении в США количества кинолюбителей. Председатель АКК Джек Валенти сообщил, что 82% всех билетов, проданных на киносеансы в прошлом году, достались только 27% кинозрителей - именно тем, кто посещает кинотеатр раз в месяц или чаще.

Эксперты АКК проводили свое исследование на материале 189 фильмов, вышедших в прокат в 2001 г. Для аналогичного исследования 2000 г. использовались данные о 191 фильме. Таким образом, в прошлом году кинопроизводство упало до самого низкого уровня, считая с 1996 г. Впрочем, киностудии, не входящие в АКК, выпустили рекордное количество фильмов (273), хотя многие из них демонстрировались только в нескольких кинотеатрах. (WSJ, 6. 03. 2002)