Прозрачный намек


На вопрос дизайнера "Каким, на ваш взгляд, должен быть необыкновенный стол (потолок, шкаф)? " клиенты в последнее время все чаще отвечают: "Стеклянным". Этот стереотип мечты взят на вооружение технологами, которые предлагают стекло с новыми свойствами, и архитекторами, которые делают из стекла практически любые вещи. Если раньше все предметы и конструкции интерьеров были очень материальными и осязаемыми, то стекло дало ощущение того, что предмет сделан из воздуха. Именно это и привлекает людей. Психологи утверждают, что обилие стекла в интерьере - это практически диагноз. "Прозрачную жизнь" выбирают в основном люди до 40 лет с хорошим чувством юмора. Подсознательно они воспринимают стекло как противопоставление тому прочному, надежному, что было, и стараются максимально дальше отойти от стандартов моды прошлого. Дизайнеры же говорят, что стеклянные интерьеры заказывают те, кто мечтает об остросовременном жилище. Стекло как нельзя лучше подходит в качестве строительного материала для реализации этой мечты.

Обычные вещи из необычных материалов всегда привлекали внимание. Примером может служить стеклянный унитаз в туалете одной из амстердамских дискотек. Правда, считается, что по прочности стекло уступает керамике и быстро теряет товарный вид. Однако пока химики-технологи придумают, как перехитрить природу, дизайнеры вовсю эксплуатируют тему стеклянной мебели, создавая прозрачные раковины, ванны, раздвижные стенки, подоконники и лестницы.

Стеклянный пол в загородном доме, принадлежащем одному петербургскому предпринимателю, служит потолком для подвального помещения, где разместилась гостиная с танцполом. Через него туда попадает естественный свет из окон первого этажа. Ощущения замкнутости, столь естественного для подвала, как не бывало. А гости могут наблюдать за тем, что происходит наверху. Получилась чуть-чуть дискотека, чуть-чуть ночной клуб, говорит автор проекта дизайнер Сергей Ерофеев. Стеклянные полы - это молодежный дизайн. Один из проектов Ерофеева - коттедж на берегу Финского залива. Кроме стеклянных стен и купола дизайнер придумал еще и прозрачную галерею, которая соединяет дом с гостевым флигелем. "Коридор оказался на уровне второго этажа, он как бы висит над внутренним двориком. Если смотришь вниз, впечатление такое, что идешь по воздуху", - делится ощущениями автор проекта.

Он решил повторить это решение у себя на даче - правда, в более скромном масштабе: "Я ограничился только эркером со стеклянным полом, который прикрыл небольшим ковриком. Эркер находится на уровне третьего этажа как раз над входной дверью, так что можно просто отодвинуть коврик и посмотреть, кто пришел".

Стекло может перевернуть представления о внутреннем и внешнем пространстве. Например, выставить на обозрение то, что наши бабушки предпочитали прятать. Раньше были стеклянные дверцы в деревянном шкафчике, а теперь наоборот: в стеклянном шкафчике - деревянные ящички. Конструкция вывернута наизнанку. Например, стеклянный гардероб, в котором вещи не спрятаны, а как бы выставлены напоказ. Такой шкаф с подсветкой становится арт-объектом, рассказывают Стебакова и Бомаш.

Так называемое клееное стекло дает возможность выполнить конструкцию, в которой практически не видны сочленения. Привычный шкаф выглядит как волшебный прямоугольник, в котором - неведомо на чем - висит одежда. Декоратор Андрей Дмитриев сделал в ресторане Мариинского театра "За сценой" стеклянные подоконники. Сквозь них видны старая кирпичная кладка, трубы. "Получилась такая анатомическая вещь, - говорит Дмитриев. - Мне нравится стекло прежде всего потому, что это натуральный материал, нейтральный ко многим агрессивным веществам. Его можно по-разному обрабатывать, создавать разные фактуры". По мнению Дмитриева, стекло дает ощущение чистоты, порядка. "Я сейчас делаю для клиентов кухонную мебель из стекла и металла, - рассказывает он. - Столешницы будут из каленого стекла. Это очень функционально и гигиенично. По крайней мере, тараканы там точно жить не будут". Оформляя собственную квартиру, Андрей Дмитриев тоже не забыл о модном материале. Ему хотелось, чтобы в ванную комнату попадал естественный свет: "Я расположил окно ванной и окно гостиной, выходящее во двор, на одной оси. Теперь могу подглядывать из ванной за тем, что происходит в гостиной, или, наоборот, наблюдать за тем, что происходит в ванной". Такой интерьерный юмор особенно полюбился владельцам общественных заведений, которые хотят привлечь клиентов. Довольно часто для создания эффекта используется так называемое транспарантное полупрозрачное зеркало - оно прозрачно только с одной стороны. Находящихся внутри помещения - клуба, дискотеки, примерочной кабинки - не видно, зато они могут наблюдать все происходящее за зеркальной стеной. Пошутить с интерьерными решениями позволяет и стекло, которое под действием электрического света становится матовым или темным. Смелость и приверженность модным течениям требует серьезных вложений. Вещь из стекла, как правило, в полтора-два раза дороже традиционной, сделанной из металла, дерева или пластика. "Стеклянный дом" предъявляет повышенные требования к своим обитателям. Он не терпит беспорядка, ведь все на виду. Кроме того, на стеклянной поверхности особенно хорошо видны отпечатки пальцев и пыль. Впрочем, это не единственное ограничение для любителей прозрачности. "В жилых объектах стекло нужно применять очень избирательно. В спальне, где должна чувствоваться нега, уют, стекло нежелательно, оно раздражает. Но в гостевой зоне - холле, гостиной, столовой, каминной - этот материал смотрится вполне органично, - говорит дизайнер Сергей Ерофеев. - У многих заказчиков существуют определенные "фобии" насчет стекла. Весь наш генетический опыт учил тому, что стекло - это хрупкий и опасный материал. Люди, которые нормально воспринимают стекло, сознательно относятся к выбору этого материала. Для них достаточно просто знать, что современные виды стекла - прочные и безопасные. У них более рациональный подход. Другим нравится наблюдать за реакцией окружения на стеклянные приколы, ощущать себя человеком оригинальным и продвинутым".