Надо ли прощать долги бедным странам?


За последние 10 лет Россия простила долгов на много десятков миллиардов долларов - только на этой неделе премьер Михаил Касьянов скостил подавляющую часть долга Монголии. Тем временем на международном уровне идет спор: нужно ли прощать бедным странам долги, зачастую накопленные коррумпированными режимами? Способствует это выходу этих стран из экономического тупика или поощряет безответственность?

Да. Но только применяя определенные правила, которые добровольно согласуют кредитор и заемщик, и при наличии очевидных причин. Особенно важно избежать "морального риска": ситуаций, когда заемщик перестает серьезно относиться к тому, что займы, в принципе, надо всегда возвращать. Непродуманная политика может привести к непредсказуемым последствиям для международной финансовой системы. Например, затруднить для тех же самых стран доступ к кредитам в дальнейшем.

Кристоф Рюль

В большинстве случаев деваться просто некуда. Возможности по принуждению суверенного заемщика очень ограниченны. Банкротство не предусмотрено, санкции неэффективны, а возможности отхватить иностранные активы нерадивого заемщика продемонстрировала фирма Noga. Единственный способ давления - больше денег не давать. Но по политическим мотивам ресурсы продолжают выделять и по тем же причинам - успешно списывать долги.

Евгений Ковалишин

Официальные долги - это не столько экономический вопрос, сколько политический актив. Не нужно бессмысленно напрягать отношения требованиями вернуть деньги. Но и прощать не имеет смысла. Прощение только расхолаживает должников.

Алексей Казаков

Опасность в том, что остальные должники тоже потребуют уступок. Если размер долга незначителен, проще и безопаснее втихую о нем "забыть". А чтобы должники не чувствовали себя безнаказанно, надо переводить дело с двустороннего на мировой уровень, а возможно, и ввести процедуру банкротства стран.

Александр Астапович

Александр Астапович