Жизнь в стиле дерби


В сентябре 2000 г. Мадонна выпустила альбом Music и спровоцировала всеобщее увлечение стетсоновскими шляпами, вытертыми джинсами и ковбойскими сапогами. Вестерн продержался пару сезонов и затем тихо ушел в тень. Однако внимание к верховой езде осталось. Более того, верховая езда сделалась популярным хобби. Но на смену стилю американскому и народному пришел стиль английский и аристократический.

Рединготы, каскетки, попоны, стеки и хлыстики выпускают теперь не только компании, которые традиционно торгуют снаряжением для верховой езды, - Hermes, Gucci, Ralph Lauren. Лошадь вновь оказалась актуальным мотивом в одежде, в аксессуарах, в дизайне. И вопреки ожиданиям любовь к лошадям с празднованием нового года не закончилась.

Мода и скачки.

Европейские коллекции последнего сезона продемонстрировали интерес кутюрье к викторианской Англии. И нет мероприятия более английского и более аристократического, чем июньские королевские скачки в Аскоте. Источниками вдохновения послужили наряды викторианской эпохи (прежде всего платья Чарлза Ворта), костюмы для выездки и жокейская форма. Трехцветная тесьма "рокабар", традиционное украшение конной упряжи, стала использоваться для оторочки юбок и жакетов. Бриджи и доджпуры (Dolce & Gabbana), шарфы с желто-зелеными ромбами (Michael Kors), высокие сапоги с жесткой пяткой и на низком каблуке - не то солдатские, не то жокейские (Bally, Tacchini) и ботфорты (Dirk Bikkembergs, Chanel), мокасины (ToddХs) - все эти вещи прямо или косвенно инспирированы таким хобби, как езда верхом. В осенне-зимней коллекции Armani 2002/2003 есть атласные и кожаные шапочки-шлемы, копирующие жокейские каскетки и дополняющие как деловые костюмы, так и вечерние туалеты. "Лошадники раскупят эти шлемы сразу, как только они появятся в бутиках", - уверена Яна Стеблева, менеджер по связям с общественностью компании Mercury, российского дистрибьютора Armani.

Конный спорт - из разряда особо активных и травматичных. Верховая езда - хобби непрактичное и дорогое. Содержание лошади (не говоря уже о собственной конюшне) может в год обойтись дороже, чем хорошая машина. Однако автомобиль - это средство передвижения, а лошадь - роскошь, признак статуса. Умение держаться в седле переместилось из перечня аристократических причуд в разряд неоспоримых достоинств, вроде второго иностранного языка и управления самолетом. Если 10 лет назад в моде была степ-аэробика, а пять лет назад - тай-бо, то сейчас модным спортом стала езда верхом. И российский бомонд здесь не отстает от Европы. В конце 2000 г. в Столешниковом переулке весьма своевременно открылся бутик Hermes. Эта марка, начинавшая когда-то с производства конной упряжи, включает сейчас 14 направлений - от одежды до посуды и парфюмерии. Однако за Hermes по-прежнему сохраняется имидж "лошадиной" марки, что сейчас как нельзя лучше соответствует модным тенденциям. В месяц московский бутик Hermes продает около 30 изделий из серии конной упряжи, при том что средняя цена такой покупки - $5000 - 6000.

Об одержимости лошадников ходят легенды. Верховая езда захватывает их так, что перестает быть хобби и оказывается самой важной и интересной частью жизни. Тогда лошадь становится любимым существом, которое всячески балуют и которое во многом определяет стиль жизни своего хозяина. Настоящие лошадники покупают аксессуары в маленьких специализированных магазинчиках в Лондоне или делают седла, сапоги, одежду и снаряжение на заказ. Многие, прежде всего женщины, ищут подарки для лошадей, например украшают сбрую дорогими безделушками, собирают коллекции дизайнерских попон. Одна московская наездница дарит любимой лошади подвески Chopard - божью коровку, слоника. "Бывают клиенты, которые даже подбирают часы с расчетом на верховую езду - ударопрочные, с небьющимся стеклом - от Patek Philippe до Breitling, - рассказывает Яна Стеблева. - Такие люди хотят, чтобы ремешок часов сочетался с костюмом для верховой езды, подходил по цвету к попоне или масти любимой лошади". Первые аксессуары, рассчитанные именно на лошадников, появились в начале 1930-х гг., когда швейцарская компания Jaeger-LeCoultre специально для игроков в поло выпустила часы "реверсо" в ударопрочном стальном корпусе.

Но показателем интереса к верховой езде являются вещи, функционально с лошадьми не связанные. Например, сумка в форме седла, придуманная Джоном Гальяно для Christian Dior, которая продержалась четыре сезона подряд и оказалась самым коммерчески успешным аксессуаром за всю историю модного дома. Аналитики моды даже утверждают, что сумка-седло от Dior по коммерческому успеху сравнима лишь со стеганой сумкой Chanel и саквояжем Kelly от Hermes. Однако удачная идея Гальяно нашла продолжение: прошлой осенью чересседельные сумки сделала Донна Каран, сумка-мешок характерной формы появилась в новых коллекциях Gucci и Chloe, Майкл Корс предложил большие сумки для занятий верховой ездой - с отделениями для сапог, щеток, стека.

Перчатки для верховой езды, которые Gucci продает в секции специализированных товаров, некоторые носят в качестве модного аксессуара, а шейные платки с разнокалиберными лошадками-подковками давно уже воспринимаются как классика. Даже Chopard, известный своим консерватизмом, выпустил в новой коллекции шелковые шейные платки Happy Sport с конноспортивными мотивами. "Конная тема в последних модных коллекциях - чисто английского происхождения, достаточно вспомнить такие марки, как Paul Smith и Philippe Treacey, - полагает менеджер по закупкам петербургского бутика "День и ночь" Николай Меренков. - Вместе с модой на винтаж она останется и в следующем сезоне, пусть и не столь явно".

Стеклянный зверинец.

Лошадиная тема не обошла и производителей украшений и бижутерии. В высокой ювелирной моде лошадь вряд ли станет популярным мотивом - ее внешний облик лишен компактности и не может конкурировать с медведями и слонами. Но менее дорогие марки отдают должное мейнстриму: подвески-лошадки из белого золота появились на колье, браслетах, серьгах испанского ювелирного дома Carrera y Carrera, бижутерия и безделушки в виде хрустальных лошадок - у Swarovski. "Выпуск украшений с лошадками начался полтора года назад, но спрос пока не падает. По востребованности эта коллекция сейчас не уступает новой ювелирной серии с мотивом листьев китайского дерева", - говорит Беатрис Николас, руководитель PR-отдела Carrera y Carrera. Эта продукция рассчитана как раз на ту публику, которой важно показать причастность к модному стилю. Лошадники любят дарить друг другу лошадку-фетиш, талисман, который носят с собой или хранят дома.

Поклонники конного спорта зачастую являются страстными коллекционерами разнообразных лошадок - стеклянных, серебряных, выточенных из полудрагоценных камней. Парижский дизайнер американского происхождения Хилтон Макконнико сделал для Daum коллекционных лошадок из синего хрусталя. Скульптура, названная "Лошадь, несущая огонь", была выпущена тиражом в 375 экземпляров и стоила $50 000. В московский бутик поступили три лошадки, и все были проданы в первые дни. Раз в год Daum делает скульптуру конной серии в технике pate de verre: уже выпущены "Игрок в поло", "Лошадь-буря" и "Жокей" - по 1000 штук каждая. Baccarat производит лошадей из хрусталя - от простеньких по цене $125 за штуку до коллекционных, выпущенных тиражом в 25 экземпляров. Аксессуары для верховой езды - не единственный пример того, как профессиональные вещи становятся модными. Точно так же обстояло дело с авиационной униформой несколько сезонов назад, когда состаренные летные куртки, стилизованные или аутентичные шлемы и очки и даже шелковые парашюты - в виде накидок или нижних юбок - можно было наблюдать в коллекциях самых разных дизайнеров, от Джорджо Армани до Виктора Анисимова. Это свидетельствует о том, что моде уже тесно в собственных рамках и модные тенденции обнаруживаются не только хронологически - "по вертикали", но и "по горизонтали" в профессиональной одежде.