Levi Strauss покидает США


Levi Strauss закрывает шесть швейных фабрик, увольняя 3300 (20%) сотрудников. Уже в нынешнем году компания - изобретатель джинсов почти полностью прекратит производство в США и переведет пошив на рынки с более дешевой рабочей силой.

С 1997 г. Levi закрыла 29 фабрик, уволив 19 700 сотрудников. К концу этого года закроются фабрики в Блу-Ридже (штат Джорджия), Сан-Франциско, Пауэлле (штат Теннесси), а также три фабрики в штате Техас. После этого в Соединенных Штатах останутся только одна фабрика Levi Strauss и центр завершающей обработки товара, приспособленный для "быстрого реагирования" на изменчивые веяния моды.

Представители компании заявили, что все эти меры не повлияют на объем производства. Levi Strauss полностью принадлежит семейству Хаас, наследникам основателя, начавшего продавать "ковбойские" штаны в 1873 г.

"Это очень тяжелое, но неизбежное решение, - заявил Филип Марино, генеральный директор компании. - Вне всякого сомнения, нам пора отказаться от собственного производства, если мы хотим сохранить конкурентоспособность на нашем рынке". "Заключение договоров об аутсорсинге обеспечит более гибкую структуру расходов, поможет нам удержать приличные нормы прибыли и больше инвестировать в разработку моделей, маркетинг и розничную торговлю", - сказал Марино, ранее работавший одним из директоров PepsiCo.

Профсоюзные лидеры сразу же заговорили о национальной трагедии, напоминая о том, что LeviХs - один из самых "американских" брэндов в США и в мире. "Теперь, когда даже джинсы LeviХs больше не делают в Америке, можно говорить о том, что производственный сектор в этой стране катится в пропасть", - говорит Грэг Денир, представитель Объединенного профсоюза работников пищевой и торговой промышленности.

Но решение Levi Strauss действительно неизбежное. Компания работает в условиях жесткой конкуренции, в частности со стороны соотечественников - компаний VF (брэнды Lee, Rustler, Wrangler) и J.C. Penney. Большая проблема для Levi - высокие производственные расходы. Решение о приостановке производства было принято Марино в рамках программы оптимизации работы компании. Объемы продаж марок джинсов LeviХs и Dockers, достигшие пика в 1996 г. ($7,1 млрд), с тех пор падали. В прошлом году объемы продаж составили $4,3 млрд, что на 6,5% меньше, чем в 2000 г. ($4,6 млрд). Несмотря на все это, LeviХs остается самым продаваемым джинсовым брэндом в США. Однако в целом по объемам продаж VF уже обогнала Levi Strauss.

Все это время Levi принимала меры для повышения эффективности производства, но результатов пока не заметно. "Фил сосредоточился на производительности и логистике, а тем временем Levi потеряла позиции в области своего основного, джинсового, бизнеса. Сейчас компании необходимо найти способы привлечь молодого покупателя", - считает Гарри Бернард, партнер сан-францисского консалтингового агентства Colton Bernard.

По расчетам Марино, его политика приведет к тому, что падение продаж LeviХs к концу IV квартала этого года будет остановлено, а в 2003 г. начнется рост (это будет первый случай роста продаж компании c 1996 г.). "Прошедшие полгода были благоприятны для нас", - заявил Марино, имея в виду успех новых моделей - Super Low и Dockers Mobile. (WSJ, 9. 04. 2002)