ВОЙНА: Последний шанс


История израильско-палестинских отношений изобилует упущенными возможностями. Слишком много было планов, мирных инициатив, саммитов, конференций - все это начиналось, а потом благополучно забывалось на фоне взаимного недоверия сторон и периодических вспышек конфликта.

Но теперь на карту поставлено больше, чем очередная возможность. Сегодня есть все шансы исключить саму возможность любого мирного решения. Откуда такой пессимизм? Причин множество, и действуют они в совокупности.

Во-первых, насилие и жестокость достигли непереносимой степени - непереносимой как для международного сообщества, так и для обеих наций, вовлеченных в конфликт.

Евросоюз не станет мириться с терроризмом, каковы бы ни были его причины и мотивы. С момента объявления интифады погибло 450 израильских граждан - в основном мирных жителей, ставших случайными жертвами терактов. Ни в чем не повинные люди гибнут и с другой стороны. Убито более 1300 палестинцев. Некоторые из них погибли в бою, другие были террористами-самоубийцами. Многие - невинные жители, которые просто оказались в зоне карательных и военных операций.

Во-вторых, идет процесс обоюдной делегитимизации. Слезы гнева, боли и разбитых надежд льются и у израильтян, и у палестинцев. Эти слезы не дают увидеть мирный путь. Палестинские лидеры не решаются сделать первый шаг, как будто боятся создать впечатление, что оккупация возымела действие. Израильская сторона не решается прекратить военные удары, как будто боится создать впечатление, что возымели действие взрывы террористов-камикадзе. Мы должны разорвать этот порочный круг.

То, что справедливо по отношению к сторонам в целом, справедливо и к лидерам. Характеризовать Ясира Арафата как "чужака", "главаря банды террористов", как это делает Ариэль Шарон, неразумно. Видеть в Шароне карикатурный образ правителя, помешавшегося на войне, тоже не годится. Оба - лидеры, избранные народом. Попытки удалить их и выбрать новых лидеров, с которыми можно вести переговоры, вызовут сопротивление с обеих сторон. Каждый должен сделать попытку преодолеть взаимное недоверие ради будущего своего народа.

В-третьих, последствия нынешней конфронтации могут быть поистине разрушительными для мира и стабильности. Города превращаются в поле битвы, нормальная жизнь прекращается, а сотни тысяч мирных граждан бессмысленно страдают.

Какой может быть принят план сегодня? Как Израилю сохранить неприкосновенность границ и обеспечить безопасность своим гражданам? Вряд ли поможет продолжение оккупации, вступающее в противоречие с резолюциями ООН.

Европа не хотела бы видеть, как на месте уничтоженной Палестинской автономии возникнет палестинская анархия. Израильские и палестинские лидеры должны сделать все, чтобы предотвратить эту опасность. Когда за взрывами террористов-самоубийц следуют военные вторжения, действия обеих сторон теряют легитимность. Растет угроза безопасности Израиля, а перспектива палестинской государственности еще больше отдаляется.

Европа настроена дружественно как к израильтянам, так и к палестинцам. Однако мы не только друзья, но и соседи и партнеры. Поэтому ЕС намерен внести свой вклад в борьбу за мир.

Европа должна потрудиться над поиском выхода из ситуации, но для этого потребуется беспрецедентная степень сотрудничества и координации усилий. Завтра в Мадриде встречаются представители ЕС, госсекретарь США Колин Пауэлл, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и российский министр иностранных дел Игорь Иванов. Наступает удачный момент, чтобы прекратить огонь и тем выказать уважение к требованиям Совета Безопасности. Мы надеемся, что в этот момент стихнут гневные крики с обеих сторон и перемирие превратится в политическую дискуссию, способную привести к справедливому, долговечному и всестороннему миру. Все параметры соглашения известны: изобретать ничего не нужно. Вот только для неукоснительного соблюдения такого договора необходимо участие всего международного сообщества. Конечно, если мы не хотим упустить шанс - возможно, последний для нынешнего поколения. (FT, 8. 04. 2002) Автор - представитель ЕС по внешней политике и безопасности