МИРОПОРЯДОК: Пора менять правила


Отношение Европы к политике США на Ближнем Востоке - это смесь обиды за утраченное мировое господство, страха перед собственными мусульманами, попыток оправдать свое бездействие и малодушия - политического и личного. Тем не менее у европейцев есть один важный аргумент: упреждающий удар по Ираку будет означать историческое изменение правил поведения на международной арене.

Всю вторую половину XX в. мировой порядок цементировали два принципа - государственный суверенитет и сдерживание агрессии. Обессиленные двумя глобальными бойнями государства закрепили эти принципы в Хартии ООН. И хотя ООН не соответствовала высоким требованиям ее основателей, твердо усвоенные правила поведения худо-бедно помогали полвека сохранять мир. После терактов 11 сентября европейские и даже арабские страны быстро договорились поддержать ответные меры США, включая вторжение в Афганистан. Другое дело Ирак. Когда президент Буш стал выставлять его целью N 1 в антитеррористической борьбе, европейцы сразу заявили, что доказательств участия Ирака в подготовке терактов нет: Ирак не нарушал границ США, а в результате 10-летней политики сдерживания он стал гораздо менее опасен для своих соседей. Поэтому нападение на суверенную страну в этом случае не оправдывается необходимостью ответить на агрессию. При этом вдумчивые европейцы не спорят с тем, что в сегодняшнем взаимозависимом мире сама идея национального суверенитета поставлена под вопрос. Никто не говорит, что суверенитет Югославии должен был помешать вооруженной интервенции, призванной остановить этнические чистки в Косове. А Слободана Милошевича, например, международный трибунал в Гааге судит за действия, которые он предпринимал в качестве главы якобы суверенного государства.

Буш провозгласил, что государства должны разобраться с террористами на собственных территориях, иначе им грозит упреждающий удар. Европейцы не возражают, но говорят, что такие шаги не должны делаться в одностороннем порядке, даже если у США достаточно военной силы. Они должны быть результатом совещаний и соглашений, вытекающих из структуры международных правил, а не осуществляться по праву сильного.

Правда, мало кто из европейцев может внятно изложить вышесказанную точку зрения. Да и если может, мало кто из американцев захочет всерьез считаться с ее выводами - ведь такое мышление предполагает, что вето аморфного "мирового сообщества" может помешать США должным образом ответить на ужасное преступление против своих граждан.

Впрочем, с европейцами стоит советоваться. Тем более что одна из их главных обид - то, что американцы не потрудились убедить Европу в своей правоте. Участие европейцев помогло бы самим американцам прояснить новые принципы, которыми они предлагают руководствоваться в "войне против терроризма".

Разговор можно начать с обсуждения старых правил об агрессии. Существуют косвенные доказательства причастности Саддама Хусейна к терактам 11 сентября. Однако администрация Буша пыталась скорее скрыть их, нежели обнародовать. Известно, например, что один из агентов Хусейна встречался с террористом Мохаммедом Аттой. Иракские лаборатории способны производить в военных масштабах сибирскую язву. А поражающие качества присланных по почте на Капитолий бацилл, по последним данным, превосходят возможности приостановленных программ США и СССР по производству бактериологического оружия. Более того, ФБР все это время скрывало информацию, что один из угонщиков-террористов лечился от болезни, которую врачи теперь считают кожным вариантом сибирской язвы.

Вместо того чтобы рассматривать эти свидетельства прямой агрессии в контексте старых международных правил, администрация США предпочитает упрекать Саддама в давно доказанных грехах - разработке ядерного, химического и бактериологического оружия, в известной склонности к агрессии и поддержке терроризма.

Действительно, Ирак дважды нападал на своих соседей и готовил покушение на американского президента. Саддам имеет центр подготовки террористов в Салман-Паке и выплачивает пособия семьям террористов-самоубийц. Он применял отравляющие газы против своих сограждан. Инспектора ООН обнаружили большое количество доказательств того, что Ирак занимается ядерными и бактериологическими разработками. И эти инспектора были высланы из страны вопреки резолюциям ООН. Уже это само по себе означает несоблюдение правил, по которым живет мировое сообщество.

Администрация Буша утверждает: 11 сентября продемонстрировало, что этот мир слишком мал, чтобы держать на свободе столь опасного субъекта, который с каждым днем все ближе к созданию собственного ядерного оружия. И если существующий мировой порядок не позволяет Соединенным Штатам действовать на законном основании до тех пор, пока они сами не пострадают от ядерного теракта, значит, настало время изменить этот порядок.

Другие инициативы администрации Буша, которые так раздражают европейцев, возвращают отвлеченную дискуссию о международной безопасности к суровой реальности. Европейцев расстроил отказ Буша от участия в Киотском протоколе, международном уголовном суде и Договоре по ПРО. Во всех этих случаях американские дипломаты не пожелали принести подлинные интересы США в жертву тотемам международного права. Главный урок 11 сентября для Америки в том, что сила предполагает ответственность. Единственная в мире сверхдержава не может быть в стороне от международной жизни. Когда исламские страны не могут сами разобраться со своими проблемами, жертвой терактов становятся США. И если такое развитие событий - характерная для XXI в. возможность, значит, американцам пора установить правила, которые будут соответствовать нынешней ситуации. (WSJ, 22. 04. 2002) Автор - главный редактор газеты The Wall Street Journal