Дело Барби живет и побеждает


Умерла Рут Хэндлер, "мама" куклы Барби. Хэндлер прожила долгую и интересную жизнь, дожила до 85 лет и оставила после себя самую знаменитую игрушку. В 70-х Рут потеряла свою компанию, но ее дело живет и побеждает: фирма Mattel, владелец прав на Барби, - мировой лидер по обороту "игрушечного" капитала.

Рут родилась в Денвере в семье польских иммигрантов Якоба и Иды Мошко и была самой младшей из 10 детей. В 19 лет она уехала в Калифорнию, вышла замуж и занялась промышленным дизайном. В 1940 г. Рут, ее муж Эллиот и их друг Харольд Мэттсон создали компанию Mattel, которая сначала выпускала изделия для интерьера, а с 1942 г. занялась производством кукол и других игрушек. История Барби началась в 1956 г., когда Рут увидела в Швейцарии сексапильную куклу Лили, которая воплощала героиню послевоенных комиксов газеты Bild Zeitung. Правда, игрушкой она была отнюдь не детской. Рут купила не только три экземпляра Лили, но и права на нее.

Первая Барби (Рут назвала ее в честь своей дочери) - платиновая блондинка ростом 11,5 дюйма, с пышным бюстом и тонкой талией, одетая в открытый полосатый купальник, - была представлена в 1959 г. на ежегодной ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Ее рекламировали как "единственную анатомически совершенную куклу, которая производится сегодня". Однако оптовики сочли ее слишком анатомической и наотрез отказались покупать. Но после промокампании, проведенной под руководством директора Института мотивационных исследований психоаналитика Эрнеста Дитчера, справедливость восторжествовала. В кратчайшие сроки было раскуплено 350 000 кукол. Стоила красотка тогда всего $3.

Лет через пять продавались уже миллионы Барби. Появились фан-клубы (даже в мусульманских странах, куда Барби попадала контрабандой) и коллекционеры, журналы и каталоги, книги и сайты. Крупнейшую коллекцию собрал британец Тони Маттиа: у него 1125 Барби - это почти половина выпущенных моделей.

С годами Барби менялась. У нее стали сгибаться ноги, руки, туловище. Появились куклы с закрывающимися глазами и говорящие. В 1961 г. Барби обзавелась другом, которого назвали Кеном (в честь сына Рут Хэндлер). Со временем у Барби появилось не только огромное количество аксессуаров, одежда (кстати, наряды для нее создавали Живанши и Диор, Шанель и Сен-Лоран, Нина Риччи и Кензо), обувь и драгоценности, ноутбуки, мобильные телефоны и даже оружие, но и дома с бассейнами, автомобили и яхты. У самой Барби сотни образов - десятки профессий и национальностей. Она балерина, учительница, врач, звезда эстрады, полицейский, пожарный, стюардесса, космонавт (причем Барби на самом деле летала в космос вместе с американскими астронавтами - целых 18 раз!), бизнес-вумен и даже кандидат в президенты. Она американка, эскимоска, ирландка, испанка, француженка, русская, марокканка, нигерийка, японка, таитянка... А несколько лет назад Барби забеременела, и теперь у нее есть ребенок.

Однако многие из этих вещей происходили уже без участия Рут Хэндлер. 1970-е гг. стали для нее черными временами. Хэндлеры потеряли фирму, а сама Рут заболела раком груди. В конце жизни она создала компанию Nearly Me по производству протезов для женщин, перенесших ампутацию молочной железы. В мире постоянно предпринимаются попытки создать "своих Барби". В 2000 г. появилась китаянка Йо-Сай, в этом году - иранка Сара. В конце февраля фирма Tonner Doll представила куклу Эмму, имеющую более пышное телосложение, чем Барби. Не обойден вниманием и Кен. Его конкуренты - брат Сары по имени Дара и гей Билли от фирмы The Pride Factory.

Что ждет этих кукол, пока неизвестно. А Барби, невзирая ни на что, продаются сотнями тысяч ежегодно. Это один из 20 наиболее ходовых товаров в мире. За 43 года ее жизни продан уже примерно 1 млрд экземпляров. Сейчас ежегодно продается примерно 63 млн кукол на $2 млрд. Барби стоит от $25 до $70 (коллекционные экземпляры - до $5000).

Барби практически всегда вызывала множество нападок. Например, ее почему-то возненавидели феминистки. В 1985 г. в Огайо некий 30-летний мужчина за одну ночь в пяти магазинах надругался над тремя десятками беззащитных кукол, отрезав им грудь и искромсав ножом бедра. Правда, по мнению Леонида Кроля, директора Института групповой и семейной психологии и психотерапии, это не приступ пуританского морализма или нереализованные сексуальные комплексы, а просто элементарная зависть к успеху. Один из архиепископов Русской православной церкви в пасхальном послании отметил, что "девочка, увлекаясь куклой-манекенщицей Барби, когда вырастет, не сможет стать любящей матерью". Некоторые психологи утверждают, что Барби наносит вред ребенку, так как формирует крайне потребительский подход к жизни, вызывает ранний интерес к сексу, вырабатывает комплекс по поводу фигуры. Но далеко не все психологи так негативно относятся к Барби. Некоторые из них уверены, что девочки, играющие в Барби, энергичны, уверены в себе, легче адаптируются к переменам, добиваются больших успехов в жизни, в том числе и в личной, так как они не стесняются своей женственности и сексапильности. "Девочки, играя с Барби, реализуют свои мечты, - считает психолог Ольга Семенова, - в играх дети отрабатывают навыки будущей взрослой жизни. Но в игре непременно должно присутствовать творчество, а в Барби за ребенка все придумано - это стереотип определенного образа жизни. Так что эта кукла не должна быть единственной игрушкой. Сама Рут Хэндлер говорила, что Барби "знакомит юных леди со многими сторонами столь притягательного для них мира взрослых, она дает им возможность попробовать себя во всем, в ней воплощаются мечты о будущем и представления о жизни".

Барби будоражит умы не только психологов и маньяков, но и деятелей искусства. Вот, например, Энди Уорхол написал ее портрет. Правда, порой может показаться, что концептуалисты издеваются над Барби (лет 20 - 30 назад столь же популярна была Джоконда), - картинки и тексты на тему Барби-наркоманки, проститутки, террористки, шпионки, хакера, серийной убийцы, буйнопомешанной, больной СПИДом. Но, по большому счету, художники идут по пути создателей Барби - следуют веяниям времени, только берут за основу обратную сторону жизни. И кроме того, как писала одна американская газета, "Барби - это Америка в миниатюре". А вот Барби-киборги, терминаторы и биороботы - это, видимо, будущее в миниатюре.

Эротические фотографии с Барби в главной роли переполнили чашу терпения Mattel. Однако федеральный суд Лос-Анджелеса отклонил иск компании к Тому Форсайту о защите чести и достоинства, а также о нарушении авторских прав и незаконном использовании товарного знака. Судья признал Барби произведением искусства (привет Джоконде!), и творчество фотографа подпало под защиту статьи о свободе самовыражения. Репутацию Барби испортить вряд ли кому по силам. Чистая прибыль Mattel в 2001 г. составила $310,9 млн, акционерный капитал - $1,73 млрд (вырос на 24% за год). В Барби играют девочки во всем мире, а к тому времени, когда они повзрослеют, кукла успеет проложить дорогу к их кошелькам производителям неигрушечных платьев, автомобилей и яхт.