Обед для трудоголика


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Как было бы хорошо, если бы люди, как верблюды, могли, поев один раз в день, потом допоздна работать, не отвлекаясь. Однако человек несовершенен. А чтобы быть эффективным, он должен быть сытым. Расплодившиеся в последние два года в Петербурге небольшие кейтеринговые фирмы стараются решить проблему офисного питания в Северной столице. Время ланча.

Во Франции никто не звонит в офисы с часу дня до двух. Это, в общем, бесполезно: девушка в приемной отвечает, что никого нет, все ушли обедать - кто в ресторанчик на углу, где знакомый марокканец делает особенный кускус, кто покупает сэндвичи с яичницей прямо на улице, а кто-то идет в корпоративную столовую.

В России обед для менеджера-трудоголика, работающего от зари до зари, до сих пор остается проблемой. Особенно тяжело приходится среднему звену, которое, в отличие от высшего руководства, не ориентировано на общение с клиентами или партнерами за обедом. Ланч в ресторанчике отнимает у них слишком много времени и денег: ведь даже если пренебречь обедом как ритуалом, до этого самого ресторанчика еще нужно дойти. Но то работы слишком много, то дождь на улице и выходить лень. Носить с собой из дома свертки с едой несолидно, и не все готовы делать салат на офисной кухне. Поэтому спрос на кейтеринг растет с каждым годом.

Минимальная стоимость бизнес-ланча в Петербурге в кафе или ресторане - 100 руб. В Москве самый дешевый комплексный обед стоит не меньше 150 - 200 руб., а в дорогих ресторанах - около $30. То-то радуются москвичи, обнаруживая в окрестностях Невского проспекта кафе, где за сотню подают не кусочек пережаренного цыпленка, а судака орли с зеленью и соусом тар-тар.

Кейтеринг, как ни парадоксально, обходится куда дешевле и экономит рабочее время. Средняя цена обеда в офис по Москве может составлять от 60 - 70 руб. (при большом заказе) до 90 - 120 руб., в Петербурге - 50 - 70 руб. Правда, у кейтеринга есть специфические недостатки: машины доставки застревают в пробках, еда может оказаться невкусной, кроме того, человек не каждый день нуждается в комплексном обеде из трех блюд, иногда ему достаточно только салата или йогурта.

Кейтеринг бывает двух типов. В первом случае компания заключает с рестораном договор на срок от трех месяцев, а ресторатор каждый рабочий день посылает в офис курьера, нагруженного ланч-боксами. Во втором случае кафе просто отводит на корпоративные заказы фиксированное время, в которое сотрудники могут прийти и поесть, выбирая блюда по карте на определенную сумму, часть которой оплачивает компания. Это практикуют компании, офисы которых находятся в больших бизнес-центрах рядом с рестораном. К примеру, петербургская траттория "Патио Пицца", занимающая первый этаж дома на Невском, 30, так кормит сотрудников бизнес-центра, расположенного на верхних этажах здания. Рестораны специально не ищут корпоративных заказов, но никогда от них не отказываются. "Конечно, инициатива обычно идет от шефа: если ему понравилась кухня, то он может пойти навстречу своим сотрудникам, чтобы завоевать еще большее их расположение, и заключает договор на поставку обедов с тем рестораном, где часто обедает сам", - считает Вадим Харлашкин, управляющий петербургским филиалом компании "Росинтер". Топ-менеджер одной петербургской фирмы, поужинав в новом ресторане "Планета Суши", так полюбил японскую кухню, что заключил полугодовой контракт на обслуживание своего офиса. И теперь каждый день его сотрудники едят суши и сашими. В Machiavelli Group заказывают ланчи в ресторане "Пекин". "50% оплачивает компания, 50% - мы сами; наш менеджер по логистике любит хорошую кухню - взял и договорился с этим рестораном, - рассказывает менеджер Machiavelli Group Наталья Кушнерева. - Иногда, правда, немного надоедает, хотя я люблю китайскую кухню".

В последние годы появилось несколько компаний, которые специализируются только на кейтеринге. Причем не на банкетной его разновидности, а на скромной офисной. В отличие от гала-ужинов бизнес-ланчи востребованы каждый день. Такие фирмы предлагают стандартное меню в двух-трех ценовых регистрах. Однако и стандартный обед - его, как правило, и заказывают в офис - предусматривает возможность выбора. Фирмы стараются включать в меню новые блюда каждый месяц и предлагают в ежедневной карте десяток салатов, три-четыре супа и десяток основных блюд. Основная кухня рассчитана на среднеевропейские вкусы, с некоторым вкраплением русских блюд - например, окрошки летом, солянки зимой и непременной картошкой с грибами в горшочке.

О вкусах не спорят.

"Если иностранцы любят заказывать сложные блюда, например курицу по-австрийски, то у российских заказчиков вкусы попроще", - говорит Дмитрий Васин, администратор петербургского кафе "Печки-лавочки". Менеджеры среднего звена по-прежнему охотно выбирают мясные салаты вроде оливье и блюда грузинской кухни - сациви, чахохбили, шашлык. Свежие овощи, как ни странно, проигрывают тем же салатам и привычным гарнирам вроде картошки фри или риса по-гавайски. "Вегетарианскую еду могут позволить себе люди с достатком выше среднего", - отмечает Васин. Корпоративные заказы с вегетарианской едой делают компании с интернациональным составом - в них и оклады выше, и кулинарные пристрастия чуть-чуть другие.

Но есть и клиенты, которые рассматривают офисный обед не только с функциональной, но и с гастрономической точки зрения. "Народ непредсказуем, - рассказывает Алексей Старцев, заместитель директора по производству компании "Мастер Фуд". - Большой популярностью пользуется диетическое меню, иногда хотят VIP-варианты". И даже самые привередливые клиенты руководствуются собственным вкусом и не обращают внимания на кулинарную моду - на это у них нет времени. "Мы работаем в Москве уже восьмой год, однако влияния ресторанной моды на кейтеринг мы не замечаем", - уверяет Старцев. Ресторанный гид пишет, что суши сменила кухня fusion, а та, в свою очередь, уступила средиземноморскому изобилию. Но никто в кейтеринговом бизнесе суши лепить не стал и инвольтини с базиликовым соусом песто не закупает.

А вот мода на здоровый образ жизни на этом бизнесе сказывается весьма ощутимо. Сотрудники европейских компаний, работающих в России, более склонны следить за своим здоровьем, чем российские служащие. Иностранцы чаще заказывают овощи и фрукты, предпочитают котлетам стейки, а в качестве напитка выбирают свежевыжатый сок или минеральную воду. Летом 2001 г. была переведена на русский язык книжка Питера ДХАдамо "4 группы крови - 4 пути к здоровью", а уже осенью в московские кейтеринговые компании стали поступать заказы на обед по группе крови. Списки предпочтений в диете, которые приносят в кейтеринговые фирмы озабоченные своим здоровьем клиенты, иногда могут и шокировать. Владелица салона красоты со второй группой крови, к примеру, указывает, что ей полезны артишоки, рисовые лепешки и соевый сыр тофу, а вот красное мясо нельзя ни в коем случае, как и твердые сыры.

Совместная еда - это еще один путь утверждения корпоративного духа. Она служит мощным объединительным фактором, говорят психологи. "Мы обедаем вместе на кухне или в комнате отдыха - это объединяет, как и совместные выезды на природу и перерывы на кофе во время тренингов", - говорит Наталья Кушнерева. Тем не менее в Европе, где уважают индивидуализм, служащий всегда может выбрать - обедать в обществе коллег или съесть ланч в одиночестве.