В США все больше "иностранцев"


Несмотря на все усилия "большой тройки" детройтских компаний, доля американских производителей на автомобильном рынке США за год сократилась почти на 2% - на конец июня она составляла 62% против 63,97% в 2001 г. Азиатские и европейские автомобилестроители, расширяя свое присутствие на североамериканском рынке, в числе прочего наращивают производственные мощности в США и Канаде.

Ожидается, что с 1998 по 2005 г. производство иностранных автомобилей в Северной Америке вырастет на 1,8 млн шт. в год. Новые мощности будут располагаться преимущественно в сельских регионах США, где профсоюзы не пользуются заметным влиянием. В июле Honda Motor подтвердила свое намерение вдвое увеличить производительность недавно построенного завода в Алабаме, потратив на это $425 млн. Основная продукция алабамского завода в г. Линкольне - мини-вэны, внедорожники и пикапы, конкурирующие с наиболее популярными моделями General Motors, Ford Motor и DaimlerChrysler.

В планы Honda входит и увеличение мощностей завода в канадской провинции Онтарио, которое обойдется японской компании в $21 млн. Рост производства здесь составит 30 000 автомобилей в год. Всего к концу 2003 г. годовое производство автомобилей Honda в Северной Америке должно вырасти с нынешних 1,22 млн до 1,4 млн штук.

Honda также собирается вложить $20 млн в наращивание мощности своего завода в штате Огайо, выпускающего автомобильные двигатели. Планируется, что годовое производство шести- и четырехцилиндровых двигателей на этом заводе вырастет на 120 000 штук.

"Мы чувствуем, что рынок постепенно растет, - заявил на пресс-конференции Том Эллиотт, вице-президент американского подразделения Honda. - Увеличивается и число людей, способных водить машину, и количество семей, владеющих несколькими автомобилями".

Honda - не единственный иностранный автомобилестроитель, наращивающий свое производство в Америке в предвкушении долгосрочного бума на автомобильном рынке. В прошлом году DaimlerChrysler объявила, что мощности ее алабамского завода, производящего внедорожники Mercedes класса М, должны увеличиться вдвое до 160 000 машин в год. В апреле корейская Hyundai Motor объявила о планах строительства завода в Алабаме, который начиная с 2005 г. будет выпускать по 300 000 автомобилей в год. В июне Nissan Motor сообщила о намерении увеличить производительность строящегося в штате Миссисипи завода компании. Завод войдет в строй в 2004 г. и будет выпускать около 400 000 автомобилей в год.

Toyota Motor, которой уже принадлежат четыре завода в Северной Америке, намеревается довести их производительность к 2003 г. до 1,4 млн автомобилей в год и не останавливаться на этом. "Мы хотели бы производить 60 - 65% всех продаваемых нами в Северной Америке автомобилей в этом же регионе, - говорит Йоси Инаба, руководитель американского отделения продаж Toyota. - Учитывая долгосрочное расширение продаж, мы рассматриваем возможность строительства здесь еще одного сборочного завода".

В то же время планы компаний "большой тройки" по большей части предусматривают закрытие заводов и сокращение производственных мощностей. Агрессивная тактика иностранных производителей означает дальнейшее обострение ценовой войны и снижение прибыльности на автомобильном рынке. "Покупателям рекомендуется немного подождать, потому что ставки кредитования на покупку автомобилей скоро станут меньше 0%, - говорит Роналд Тэдросс, аналитик из Banc of America Securities. - Детройтским компаниям придется изыскивать новые средства, чтобы удержать свою рыночную долю. Им будет очень непросто добиться сотрудничества с профсоюзами, оптимизировать производственные мощности и увеличить прибыльность". (WSJ, 10. 07. 2002)