МВД идет в тень


Руководство МВД готовит крупные инициативы по борьбе с серым бизнесом. По замыслу аналитиков в погонах это принесет бюджету-2003 дополнительные $5 - 6 млрд. Штатские аналитики сомневаются в эффективности этих мер, а предприниматели относятся к идеям милиционеров неоднозначно.

Вчера на официальном сайте Министерства внутренних дел России появилось сообщение, что в МВД России "разработана программа вывода из тени некоторых секторов отечественной экономики". К осени правоохранительные органы, говорилось в сообщении, планируют резко ужесточить контроль над наиболее криминогенными видами бизнеса: игорным, табачным, потребительским импортом, рыбодобычей и использованием дешевого труда мигрантов. Если удастся реализовать задуманное, в следующем году доходы бюджета вырастут на 15 - 20%, или примерно на $5 - 6 млрд, обещают милиционеры. Правда, к вечеру это сообщение с сайта исчезло, а в управлении информации и общественных связей МВД "Ведомостям" сказали, что оно попало в Интернет по ошибке. А информированный источник в правоохранительных органах называет публикацию на милицейском сайте экономических предложений МВД "не очень хорошо организованным сливом". По его мнению, эта информационная инициатива могла быть даже не согласована с министром Борисом Грызловым.

Однако, как стало известно "Ведомостям" от информированного источника в МВД, высшее руководство ведомства действительно вынашивает амбициозные экономические планы. В каждом криминогенном секторе милиционеры выделили наиболее острые, по их мнению, проблемы. В табачном бизнесе они выступают за национализацию советских марок сигарет (таких как "Прима" и "Ява") по аналогии с национализацией водочных брэндов, проведенной в прошлом году Минсельхозом. Рыбаков милиционеры хотят лишить права продавать улов иностранным покупателям в море: пусть торгуют рыбой в российских портах. А чтобы одолеть торговлю контрабандным ширпотребом, правоохранители предлагают резко повысить защищенность первичных бухгалтерских документов и накладных. Такие документы следует изготавливать на гербовой бумаге с водяными знаками, а при их заполнении должны использоваться голограммы.

Сергей Шелехов, президент ассоциации "Грандтабак", объединяющей свыше 30 производителей и дистрибьюторов табачной продукции, знаком с идеями МВД. По мнению Шелехова, из двух наиболее известных советских марок - "Прима" и "Ява" - первую действительно можно считать принадлежащей государству. Что же касается "Явы", то вопрос требует обязательного обсуждения с законным владельцем марки - British American Tobacco, говорит Шелехов.

Рыбаки настроены не так благодушно. По словам топ-менеджера одной из крупных дальневосточных рыболовецких компаний, разговор о борьбе с перегрузкой рыбы в море ведется давно, но это дело не МВД, а пограничников, которые просто должны перестать пропускать в море за деньги. В МВД предлагают также изменить процедуру аукционов по продаже квот на вылов биоресурсов, чтобы исключить покупку мелких лотов по завышенной цене, с помощью которых затем вылавливается гораздо больше рыбы. Рыбопромышленник считает этот подход экономически нелепым, так как, сколько будет выловлено по квоте, заранее неизвестно, в то время как участники аукционов и так рискуют и платят за квоты заемные деньги. "Мы просто разоримся, если нас заставят покупать только большие квоты", - говорит рыбак.

Партнер аудиторской компании ФБК Алексей Терехов говорит, что наклеивание голографических марок на накладные и первичные документы, конечно, поможет обеспечивать индивидуальность документов, как это сделано у нотариусов. Но, по мнению Терехова, это вряд ли побудит руководителей предприятий делать отчетность достоверной. "Главное, чтобы бизнесменам было выгодно показывать свои реальные операции, а от наклеивания марок картина не изменится", - говорит Терехов.