Молодые шестидесятые


Павел Чухрай, чей последний фильм, "Вор", не только номинировался на "Оскар", но и стал одним из немногих российских фильмов, прорвавшихся в международный прокат, заканчивает съемки новой картины. Это опять ретро - на сей раз действие происходит в начале 60-х гг. Фильм называется "Водитель для Веры" и снимается на киностудии "ПРОФИТ".

- Почему вас заинтересовало именно это время - 60-е? - Потому что я его люблю, потому что это было время моего детства, моей юности. Это было время столкновения полярных событий и устремлений, и это столкновение высекало какую-то новую энергию. С одной стороны, это была оттепель и пришедшее с ней ощущение легкости жизни, что проявлялось во многом. И в моде, и в самой манере жить. Но жилось при этом непросто - и в бытовом смысле, и в социальном. И вот это сочетание внешней легкости, которая тогда возникла у людей, с той железной лапой государства, которую все еще чувствовали, давало какой-то дополнительный нерв, кураж что ли. Как пузырьки шампанского, знаете. Нам казалось - моему поколению, поколению моих родителей, - что у нас впереди светлое будущее и что мы выходим из эпохи страшного закрытого общества, в котором человек, если он вообще что-то соображал, если он себя ощущал личностью, был унижен, был не свободен. Наверное, в какой-то степени так и было, но нами ожидалось гораздо больше, чем было на самом деле. Яркость того времени в том, что надежда была очень сильной и она давала энергетику обществу. Мне было интересно передать эту атмосферу времени в сценарии и будет интересно показать в фильме.

- В одном из интервью сразу после премьеры "Вора" вы говорили, что у вас есть намерение написать сценарий о 50-х гг. Значит ли это, что идея нынешнего фильма уже тогда у вас существовала в каком-то виде? - Я не помню, честно говоря, когда возникла эта идея. У меня идеи сценариев могут идти от характера какого-то человеческого, который мне запомнился, или от ситуации, которая, возможно, даже потом не будет в фильме использована. Это толкает мысль, толкает фантазию. Часто сюжет подолгу находится в состоянии незаконченности. Потом вдруг новый поворот жизни что-то открывает, и сюжет начинает вырастать. У меня таких бродячих сюжетов, которые со мной живут и ездят со мной по миру, достаточно много. Даже готовых штуки 4 - 5, которые я бы с удовольствием снял. Но жизнь так устроена, что ты все время должен решать: что сейчас оптимально? Не только с точки зрения искусства, но и с точки зрения практического исполнения. Если, к примеру, сюжет очень дорогой, ты понимаешь, что нет смысла сейчас тратить на него время и писать сценарий. И тогда ты выбираешь что-то другое из того, что ты любишь, для воплощения на экране.

- Замысел "Водителя для Веры", как долго он "бродил"? Что стало толчком для написания сценария? - Он складывался из многих моих впечатлений, которые имели отношение и вообще к жизни, и к нашей стране в прежние годы... Иногда со стороны, иногда в повседневной жизни я наблюдал удачливых людей, похожих на главного героя нашего фильма. Людей с благополучной карьерой, состоявшейся благодаря родителям их жены, которые были какими-то высокопоставленными чиновниками. Иногда их жизнь в семьях богатых или властвующих людей накладывала на них неприятный отпечаток, иногда это были обаятельные люди. Но мне всегда было интересно за ними наблюдать, потому что я внутренне не очень их понимал. Каковы они, делающие карьеру благодаря женщине, эксплуатируя ее любовь? По молодости мне это казалось совсем отвратительным, но потом у меня были случаи убедиться, что мое предвзятое отношение не совсем правильно. Некоторые из этих карьеристов по-своему любили ту семью, ту женщину. В жизни все сложнее. С возрастом я начал это понимать, и мне захотелось сделать фильм о таком человеке. Сложном, который, делая свою карьеру, тратит, быть может, гораздо больше, чем берет. Таков наш герой. Но вот это самые общие ощущения. А кроме всего прочего хотелось просто сделать фильм о жизни, о том, что мне было дорого и интересно тогда, что остается дорогим сейчас. О том, что имеет отношение к нашей жизни сегодняшней.

- То есть, несмотря на четкий временной адрес - 1962 год, будущий фильм - это все-таки не социальная драма, а семейная история? - Это не совсем семейная история, это скорее история несостоявшейся семьи. Но это действительно не социальная драма, а драма человеческих отношений. Даже мелодрама - с совершенно четким любовным треугольником, со всякими осложняющими обстоятельствами, если говорить о схеме или о жанре.

- Кастинг был долгим. В результате главная роль - "водителя для Веры" была отдана Игорю Петренко, а роль Веры - Алене Бабенко. У Игоря Петренко, как кажется на посторонний взгляд, абсолютно современная, даже несколько модельная внешность. И вот, оказывается, он к месту уже во второй картине о 60-х гг. Я имею в виду сериал "Московские окна".

- Я не видел этой картины, я видел только "Звезду", где он сыграл главную роль. Но дело даже не в моих впечатлениях от его работы в этом фильме. Он приходил на пробы, мы общались много, и вот из этого общения, из проб возникло ощущение, что это самый оптимальный вариант. Хотя пробовались несколько очень хороших актеров. Но кто-то был старше, и это чувствовалось. Другому не хватало какой-то мужской притягательности, а в этой роли она очень важна. Конечно, если ошибешься с актерами, в картине будут большие прорехи. У меня ощущение, что мы не ошиблись. Ни с Богданом Ступкой, который играет генерала, ни с Катей Юдиной - дебютанткой в кино и исполнительницей роли Лиды, ни с Аленой Бабенко, ни с Игорем Петренко. Я думаю, что получился именно тот костяк, который я бы и хотел увидеть в результате.

- Большой риск - приглашать на главные роли начинающих актеров. У Игоря Петренко все же есть определенный опыт в кино. Алена же человек совершенно незасвеченный. Как вы ее отыскали? - Мы невероятно трудно искали героиню из-за этого характера, который описан в сценарии. Взрывной, непоследовательный. Ведь Вера ведет себя иногда как подросток, иногда - как взрослая женщина. Может быть фурией, а может... таким несчастным котенком. Но найти актрису такого типа, такого амплуа что ли, было очень трудно. Причем Алену приводили на кастинг ассистенты по актерам еще в самом начале поисков. Но она была одета неправильно, причесана неправильно, и я ее не отметил. Вернее, я отметил интересную актрису с неординарным драматическим потенциалом, но не увидел в ней поначалу нашу героиню. Это потом, просматривая кассеты с записью проб, мы решили пригласить ее еще раз, и я рад, что мы это сделали. Выбором главной героини я очень доволен. Это тот же случай, который часто бывает в кино. Как в "Клетке для канареек" у меня до последнего дня не было актрисы на главную роль, пока в конце последнего дня проб не пришла девочка, которая очень хотела сниматься в кино, но у которой не было ни приглашения на эти пробы, ни, следовательно, пропуска, и она просто перелезла через забор "Мосфильма". Это была Женя Добровольская, теперь уже знаменитая актриса. Думаю, что и у Алены Бабенко - большое будущее.