Против правого руля


В распоряжении "Ведомостей" оказался план мер по развитию автопрома. На днях Минпромнауки разослало его на согласование в другие ведомства. Вслед за автолоббистами авторы документа предлагают запретить ввоз автомобилей с правым рулем и снизить таможенные пошлины на технологическое оборудование для автозаводов. Нынешний план мер для автопрома, уже второй по счету, ведомство Ильи Клебанова подготовило по поручению премьера Михаила Касьянова. В плане появились идеи, явно не вытекающие из концепции, которую премьер подписал в середине июля. Минпромнауки предложило разработать "систему мер, ограничивающих поступление на российский рынок транспортных средств с правосторонним управлением". Запрет на ввоз машин с правым рулем предлагается ввести с 2005 г., а начать разрабатывать соответствующие нормативы Минпром намерен уже в I квартале 2003 г.

Эта инициатива появилась в плане с подачи автолобби. На прошлой неделе руководители "АвтоВАЗа", КамАЗа, "Северстальавто" и "Руспромавто" упоминали о ней в совместном письме на имя Ильи Клебанова. Как пояснил "Ведомостям" пожелавший остаться неназванным сотрудник департамента машиностроения Минпромнауки, ограничение для автомобилей с правым рулем предусматривается из-за повышенной аварийной опасности, которую создают эти машины. По словам чиновника, Минпром намерен ограничить только ввоз, а не эксплуатацию таких автомобилей (как просили автолоббисты). Однако компании, торгующие иномарками с правым рулем, рассчитывают, что у чиновников ничего не выйдет. Представитель компании "АвтоЯпония" напоминает, что запретить правый руль в начале 90-х гг. уже пытался премьер Виктор Черномырдин, однако негодование дальневосточников было столь велико, что правительство было вынуждено отказаться от этой меры. "На Дальнем Востоке 80% машин с правым рулем, а запретить ввоз таких иномарок - значит ударить по всем потребителям за Уралом", - говорит автодилер. Он подозревает, что эта мера выгодна прежде всего "АвтоВАЗу".

Однако председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников вчера заявил "Ведомостям", что для компании эта мера не имеет никакого значения и ВАЗ ее не инициировал. В план Минпрома вошли и другие предложения автозаводов. Чиновники обещают разработать предложения о снижении ввозных пошлин на используемое в автопроме технологическое оборудование, не имеющее аналогов в России. А еще они готовы помочь автозаводам избавиться от лишних мобилизационных мощностей. По словам чиновника Минпромнауки, эти мощности были созданы еще в советские годы и уже не нужны, поэтому Минобороны должно до конца года дать разрешение на их сокращение. К новому году Минпромнауки хочет снять с автопрома и другое бремя: объекты жилищно-коммунальной сферы должны быть переданы на балансы местных властей. Самые радикальные предложения автозаводов в план Минпромнауки не вошли. В нем не идет речи ни о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов, ни о праве создавать свободные таможенные склады для реализации инвестпроектов. Прямая господдержка предусмотрена лишь при создании компаний по лизингу общественного транспорта. Зато министерство учло идею, исходившую из аппарата правительства, и предусмотрело в своем плане дифференциацию тарифных ставок по обязательному гражданскому автострахованию. Ставки будут привязаны к возрасту машин. Таким образом правительство рассчитывает ограничить хождение не только иномарок старше семь лет, но и отечественного старья. Согласованный план мер должен быть внесен в Белый дом до 15 сентября. К тому времени документ еще может быть скорректирован, говорит осведомленный источник в Минэкономразвития.