Попытка отыграться


Крупный производитель растительного масла - компания "Юнибраско СНГ" запустила в Краснодарском крае проект по розливу кукурузного масла, которое до сих пор импортировала. Аналитики полагают, что этот шаг "Юнибраско" - попытка отыграться за неудачу основной торговой марки компании, подсолнечного масла "Маслита".

ООО "Юнибраско СНГ" - 100% -ная "дочка" швейцарской компании Unibrasco S.A., которая занимается производством и дистрибьюцией продовольственных продуктов в Бельгии, Голландии, Швейцарии, Казахстане и на Украине. На российском рынке Unibrasco присутствует с середины 2000 г. Ее продукция под маркой "Маслита" представлена в среднеценовом сегменте растительных масел. В январе "Юнибраско" открыла собственный завод по фасовке растительного масла в Краснодарском крае мощностью 4000 т в месяц. Инвестиции составили около $5 млн. Аналогичное производство в Воронеже было запущено в середине 2001 г. Суммарная мощность этих предприятий - около 4500 т в месяц. Показатели своих мощностей, объемы производства и продаж компания не раскрывает.

Причиной переноса розлива кукурузного масла в Краснодар в "Юнибраско" называют стремление сократить сроки доставки продукции в места продаж и транспортные затраты. Сырье для нового производства закупается преимущественно в России. Другого мнения придерживаются аналитики. Они предполагают, что решение Unibrasco объясняется проблемами со сбытом уже выпускаемой в России продукции. По мнению руководителя аналитического отдела ТД "Юг Руси" Евгения Заносовского, часть операторов, которые пытались продавать "Маслиту", отказались от работы с этой маркой. С Заносовским согласен директор по продажам и маркетингу компании "ЭФКО" Владислав Романцев. "Видимо, у "Юнибраско" не очень хорошо с продажами, расширение ассортимента - банальное маркетинговое решение, за счет которого их можно поднять", - говорит он.

Как предполагают в компании "Русагро", решение "Юнибраско" стимулировано ростом производства на краснодарских комбикормовых заводах (кукурузное масло является побочной продукцией предприятий этого профиля). "Кукурузу месяц как убрали, она уже переработана, и кукурузное масло уже поступало на рынок", - говорит представитель компании "Русагро". Кроме того, производство подсолнечника в Краснодарском крае недостаточно для удовлетворения потребностей местных предприятий по выпуску масла. По данным экспертов "Русагро", урожай подсолнечника в Краснодарском крае в этом году составит 700 000 т, в то время как для загрузки всех производств необходимо около 1,5 млн т. Эта версия подтверждается планами самой "Юнибраско": как заявил "Ведомостям" генеральный менеджер Unibrasco S.A. Алексей Шавров, в компании не исключают, что в ближайшее время там же будет начат розлив смешанного растительного масла, которое компания также пока импортирует в Россию. Впрочем, как утверждает Шавров, розлив подсолнечного масла на заводе "Юнибраско" в Краснодаре будет продолжен и его объемы будут доминировать.

За год, по оценке компании "Русагрокапитал", население России потребляет около 2 млн т растительных масел, 30 000 т из этого объема приходится на кукурузное масло. По данным информационно-аналитического отдела компании "ЭФКО", покупки кукурузного масла московскими домохозяйствами составляют 4 - 5% от общего объема потребления растительных масел, а в целом по России - 1 - 2%. Долю "Юнибраско" на московском рынке жидких растительных масел аналитики "ЭФКО" оценивают в 5%, в сегменте подсолнечных масел - 1 - 2%. Для сравнения: марка "Злато" контролирует в Москве 15% рынка жидких растительных масел, "Слобода" - 23%, "Олейна" - 25%.