НОВИНКИ: Пополнение в семействе Porsche


ЦУФФЕНХАУЗЕН - Немецкая компания Porsche, до сих пор специализировавшаяся на производстве спортивных автомобилей, поддалась всеобщей моде - она выпускает первый в своей 54-летней истории внедорожник, получивший название Cayenne.

По мнению многих аналитиков, компания выбрала не слишком подходящее время для столь рискованного шага - на фондовых рынках наблюдается спад, ослабленная мировая экономика привела к замедлению продаж дорогих автомобилей, при этом конкуренция в сегменте внедорожников становится все более острой. По замыслу руководства Porsche выпуск Cayenne позволит компании на 50% увеличить объем штучных продаж, но при этом все понимают, что неудача данного проекта означала бы для компании финансовую катастрофу. И все же в Porsche верят, что внедорожник поможет компании сохранить весьма ценимую ею независимость.

Porsche, самая прибыльная автомобилестроительная компания мира, не сообщает инвесторам о результатах своих финансовых кварталов и очень расплывчато формулирует прогнозы на предстоящий финансовый год. "Банкирам я не доверяю, - говорит председатель совета директоров Porsche Венделин Видекинг. - Они готовы предоставить вам заем лишь тогда, когда вы в нем не нуждаетесь". В результате у Porsche нет долгов перед банками. Компания резко выделяется на фоне остальных участников рынка, ищущих спасения в консолидации и экономии на масштабах. Если корпорация General Motors выпустила в прошлом году около 8,56 млн машин, то производство Porsche составило лишь 55 782 автомобиля. Зато годовая прибыль немецкой компании до уплаты налогов достигла 13,2%, в то время как у BMW она не превысила 8%, а у GM - 0,77%. За 10 лет акции Porsche подорожали более чем на 1000%, а акции GM - лишь на 35%.

Однако еще в начале 1990-х гг. Porsche была на грани краха. Рынок спортивных автомобилей рушился, расходы производителей достигали пугающих размеров. Видекинг сумел преодолеть трудный период, взяв на вооружение японскую технологию производства и предельно сузив ассортимент продукции. Сейчас финансовый успех Porsche держится на таких простых принципах, как сокращение расходов и сохранение эксклюзивности высокодоходного брэнда. Компания старается максимально использовать имеющиеся производственные мощности и не создавать новых в случае повышения спроса. Частично производство переносится за границу. Так, модель Boxster собирается в Финляндии преимущественно из немецких комплектующих. Porsche сфокусировалась на верхней части ценового спектра. Покупатели здесь с готовностью платят более $100 000 за модель 911-ю, зная, что число таких автомобилей жестко ограничено.

Контрольный пакет акций Porsche находится в руках потомков легендарного Фердинанда Порше, благодаря чему компания в значительной мере избавлена от превратностей фондового рынка.

В свое время именно Фердинанд Порше разработал модель Volkswagen Beetle. Затем его сын Ферри создал машину, положившую начало линейке спортивных автомобилей Porsche. Продажа этой машины позволила Ферри выкупить отца из французского плена - Фердинанда обвиняли в сотрудничестве с нацистским режимом.

В начале 1960-х гг. Porsche выпустила первую модель - 911-ю, ее элегантные черты сохраняются в машинах этой серии до сих пор.

На протяжении большей части истории Porsche управление компанией было сосредоточено в руках семей Ферри и его сестры Луизы Пих. Сейчас представители этих двух кланов занимают четыре из 12 кресел в совете директоров Porsche. У компании есть около 42 000 акционеров, не входящих в эти две семьи.

Нежелание Porsche публиковать квартальные результаты в прошлом году привело к конфликту между компанией и руководством Deutsche Boerse. Однако Porsche и тут не пошла на поводу у фондовой биржи, предпочтя выйти из индекса средних компаний. "Для компании это стало как бы дополнительной рекламой, - говорит Видекинг. - В результате наши акции повысились в цене".

Porsche не практикует поощрение руководителей опционами и не спешит переходить на международные правила бухгалтерской отчетности. Она по-прежнему использует немецкие принципы отчетности, позволяющие занижать текущую прибыль, создавая резерв на будущее. Объем текущей наличности компании сейчас достигает 1 млрд евро - это немало для компании, продажи которой в прошлом финансовом году составили 4,44 млрд евро. Компания старается побыстрее направить текущую прибыль на технологическое развитие, которое должно обеспечить прибыль завтра. За последние три года на исследования и разработки в связи с проектом Cayenne было истрачено 300 млн евро. Обычно такие суммы в отрасли распределяются на более долгие сроки.

"Консерватизм нашей компании делает нас более устойчивыми к спадам рынка, - утверждает финансовый директор Porsche Хольгер Хертер. - По гибкости корпоративного управления мы превосходим американские компании".

Многие шаги руководства Porsche выглядят как не очень дружественные по отношению к акционерам. "Странно, что акционеры, особенно американские, не оказывают на компанию должного давления в вопросах, касающихся информации о финансовых результатах", - говорит Франк Хартманн, представитель Deutsche Boerse. Тем не менее акции Porsche продолжают котироваться на франкфуртской фондовой бирже, хотя и не учитываются при определении индекса средних компаний.

Porsche также отказывается выполнять новое требование американского законодательства, предписывающее генеральным директорам заверять верность финансовой отчетности их компаний. Это может затруднить выход Porsche на американский фондовый рынок.

"Те, кто требует от нас большей прозрачности, по-моему, просто не очень хорошо разбираются в финансовых отчетах", - считает Хертер. Многие инвесторы компании согласны с этим, указывая, что в нынешних условиях бизнес должен основываться на доверии. Видекингу инвесторы доверяют.

Видекинг всерьез рассчитывает на успех Cayenne. Турбо-версия этого внедорожника будет оснащаться 450-сильным двигателем, позволяющим развивать скорость более 260 км/ч. Стремясь сократить затраты, Porsche производит Cayenne совместно с Volkswagen. Ранее попытки сотрудничества между производителями массовых моделей и эксклюзивных роскошных автомобилей оказывались не слишком удачными. Многие покупатели считают, что в подобных случаях им приходится платить слишком большую цену за торговую марку. Однако руководство Porsche заверяет, что к Cayenne это не относится. Всю разработку взяла на себя Porsche, тогда как на долю Volkswagen достался лишь контроль за производством основных компонентов, в число которых не входит двигатель.

Cayenne будет производиться на новом заводе в Лейпциге, построенном без привлечения правительственных субсидий. Завод, на котором будут заняты лишь 360 человек, выйдет на окупаемость, выпуская порядка 5000 автомобилей в год. Всего Porsche планирует изготовлять поначалу около 25 000 внедорожников в год. В дальнейшем эта цифра вырастет до 30 000 - 35 000 шт. в год.

Поклонников Porsche шокировала новость об изменении ассортиментной политики компании. До сих пор Porsche предлагала только две модели - 911-ю и Boxster. "Внедорожник Porsche - это все равно что спортивный автомобиль под маркой Land Rover, - говорит один из пуристов. - Даже если Porsche Cayenne окажется самым быстрым и удобным внедорожником в мире, такой шаг огорчает".

Впервые фотографии машины были показаны на мартовском автошоу в Женеве. Они не вызвали энтузиазма автолюбителей, и в результате акции Porsche упали более чем на 4%.

Между тем по внешнему виду Cayenne напоминает скорее спортивный автомобиль, чем джип. В машине явно угадывается наследие спортивных автомобилей Porsche. Турбо-версия Cayenne будет стоить почти 100 000 евро. Цена более скромной модели Cayenne S составит порядка 60 000 евро. Но и эта машина сможет разгоняться до 100 км/ч за 5,7 с.

Сейчас аналитики уже более благосклонно оценивают перспективы Cayenne, считая, что Видекинг сделал правильный ход. Не исключено, что в случае успеха данного проекта ассортимент Porsche может пополниться еще одной, уже четвертой моделью. (WSJ, FT, 23. 08. 2002)