ЗАПИСКИ НЕРЕЗИДЕНТА: Определение малого


О том, что мой бизнес имеет шансы стать крупным предприятием, я узнал 1 апреля, что весьма знаменательно. В принципе, такую новость вполне можно было бы счесть хорошей, если бы ситуация не выглядела так комично: перспектива превращения в крупное предприятие появилась не благодаря росту самого бизнеса, а благодаря закону, который собралась обсуждать Государственная дума. Поощрение развития малого бизнеса стало политически важным вопросом, и, поспешно пытаясь сократить и упростить налогообложение малых предприятий, Дума была вынуждена подыскать определение тому, что именно следует считать малым предприятием.

Юридическое определение малого предприятия - проблема отнюдь не маленькая. По сути, от ее решения зависит, начнется ли в этом секторе бизнеса процветание или будет продолжаться застой. Не секрет, что нынешняя система налогообложения отнюдь не поощряет рост малого бизнеса, а точнее говоря, попросту пресекает его развитие. Она требует таких затрат времени и денег, что существование самого бизнеса становится невыгодным, а подчас и невозможным. Если стремиться к упрощенному налоговому режиму, поощряющему развитие малого бизнеса, очень важно, чтобы под определение малых подпадало большинство предприятий, нуждающихся в защите со стороны новой системы. Другое жизненно важное условие - чтобы бизнес продолжал соответствовать этому определению до тех пор, пока он не достигнет достаточных масштабов, чтобы вынести бремя нормальной налоговой системы, не прекращая при этом своего роста.

К несчастью, на определение малого бизнеса наложили роковой отпечаток опасения МНС и Минэкономразвития. В результате инициатива правительства практически сошла на нет. Оба министерства, похоже, считают, что снижение налогов ведет к сокращению поступлений в бюджет, и оба при этом забывают, насколько увеличился доход от сбора налогов после снижения подоходного налога до 13%. Вместо того чтобы, воспользовавшись случаем, принять закон, который бы существенно изменил жизнь малых предприятий и ускорил их рост, оба министерства, похоже, предпочли ограничить действие закона самыми маленькими предприятиями (видимо, рассудив, что эти предприятия не платят больших налогов, а значит, и не затрагивают интересов обоих министерств). После жарких дебатов было решено, что с точки зрения налогообложения малыми могут считаться предприятия, в которых трудится меньше 100 сотрудников и у которых годовой доход не достигает 15 млн руб. Это определение нашло воплощение в федеральном законе N 104-ФЗ от 24 июня 2002 г., вступающем в силу 1 января 2003 г. Такова первая правительственная инициатива, призванная помочь малым предприятиям.

С одной стороны, новый закон действительно способствует развитию малого бизнеса, с другой - препятствует. Малые предприятия, подпадающие под его определение, будут процветать под стеклянным колпаком нового упрощенного налогового режима. Однако, как только они немного подрастут, на них обрушится все бремя существующего налогового режима, и рост прекратится. Почти наверняка действие нового закона вызовет расцвет, что называется, "палаточной экономики". Микропредприятия будут процветать до поры до времени, но развиться до уровня солидных малых предприятий им не дадут. А ведь именно эти компании и составляют основу экономики богатейших стран мира, и именно с ними связана реальная надежда на трансформацию экономики нашей страны. 1 апреля закончилось, и вместе с ним пришел конец и моей способности смеяться над грядущей перспективой стать руководителем крупного предприятия. Новый закон о малом бизнесе ни капли не поможет ни мне, ни моим клиентам, ни моим партнерам, ни иностранным инвесторам, ни делу возвращения российских капиталов из-за границы. В сущности, закон не поможет вообще никому. Был краткий миг, когда правительство, обратив свой взор к малому бизнесу, могло сделать для него что-нибудь полезное, - и эта возможность, похоже, была упущена.

Автор - партнер юридической компании Firestone Duncan, глава Комитета по малому бизнесу Американской торговой палаты в России